Цены наступают на народ совсем не так, как об этом заявляет власть
С самого начала текущего года власть на всех уровнях утверждает, что инфляция в стране составила 12,8%. Но оценки независимых экспертов показывают, что она кратно больше. В чём тут дело?
Идёт инфляция народная
Вот, например, газета «АиФ» с помощью своих собкоров в разных регионах выяснила, что в целом цены на продукты питания, лекарства, услуги ЖКХ и общественный транспорт выросли на 31,8%. А в таких городах как Вологда – на 54,7%, Челябинск – на 52,3%, Краснодар – на 33,5%. В Забайкальском крае с помощью динамики индекса потребительских цен, составленном Забайкалкрайстатом, можно высчитать, что цены в целом выросли более чем на 25%. Хотя это тоже официальные данные. Любая хозяйка, которая регулярно ходит в магазины и на рынок, может без всякой статистики подтвердить, что цены на некоторые самые простые и ходовые товары выросли за год кратно. Например, только с 28 декабря 2015 года по 11 января 2016 года, по данным того же Забайкалкрайстата, в крае прирост цен на свежие огурцы составил 27,5%, на помидоры – 17,5%, на капусту – 5,7%, на яйца куриные – 2,5%, на молоко – 2%, на муку пшеничную – 1,7%, на картофель – 1,5%, на морковь – 1,4%, на мясные консервы – 1,2%, на сметану, сахар-песок и рис шлифованный –1%.
Фокус заключается в том, что официальная инфляция считается совсем не так, как хозяйка считает свои расходы. Наблюдательные экономисты давно уже делят инфляцию на официальную (ИО) и инфляцию народную (ИН). Представьте, статистики обследуют 500 или около того видов товаров и услуг. Как растут цены на хлеб, мясо, яйца, картошку, мужские трусы, женские колготки. А также - как они растут на автомобиль «Майбах» стоимостью несколько миллионов, драгоценные колье, подмосковные особняки, элитные квартиры, на номера в дорогих гостиницах, на собольи шубы… Получается общая картина, пейзаж. То есть статистика. Она, конечно, не лжёт. Она обобщает. Если цены на колье с бриллиантами или на «Мерседесы» не выросли, а, возможно, в связи с кризисом, ещё и упали, то на хлеб, картошку, яйца и ЖКХ они существенно поднялись. И с учётом всех цен выводится инфляция по стране..
Таким образом, остаётся одно – отделить зёрна от плевел. То есть обозначить цены на те товары, которые в основном потребляет народ и выделить так называемую народную инфляцию. А потом уж и сообщить об инфляции официальной, общей. И вот тогда играть цифрами будет сложнее. Да и не стоит, думаю, играть, себе дороже. Народ, услышав от власти относительно оптимистические цифры по ценам, не только не радуется за нашу экономику и благополучие, а ещё и пошлёт в сторону власть предержащих несколько крепких слов. Ведь все прелести народной инфляции мы постоянно ощущаем своим личным кошельком.
Средняя температура по больнице
Особенно болезненно люди воспринимают официальные цифры по зарплате. То, что среднемесячная зарплата в регионе составляет в настоящее время 30,1 тыс. рублей многим кажется завышенной цифрой. Но статистика не обманывает. Если не брать во внимание очень малую часть сверх состоятельных людей (с зарплатой триста-четыреста тыс. рублей и до миллиона в месяц), то погоду в этой статистике делают немногочисленные отрасли. Самыми высокооплачиваемыми видами деятельности являются «добыча топливно-энергетических полезных ископаемых» и «финансовая деятельность». Среднемесячная заработная плата в этих видах деятельности превысила среднекраевой уровень в 1,5 и 1,6 раза соответственно. Наиболее низкий уровень заработной платы сохраняется в «сельском хозяйстве» - 19,3% к среднекраевому уровню.
Да, наши финансисты (трудно сказать, по каким критериям оценивается их работа) в среднем получают около 48 тыс. рублей. Хотя там внутри отрасли тоже велика дифференциация оплаты труда. Чуть меньше заработки на транспорте и связи (46,5 тыс. руб.), в производстве транспортных средств и оборудовании (42,3 тыс.), относительно сносно живут люди в сфере добычи полезных ископаемых (37,5 тыс.), социального страхования (36,5 тыс.), производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (31,4 тыс. рублей).
Но вот работники образования (21,4 тыс. руб.), здравоохранения (22,8 тыс.) – явно не дотягивают до многократно озвученных нашими региональными руководителями сумм, якобы получаемых работниками в этих сферах деятельности. Не раз они называли среднюю зарплату в этих сферах и в 30, и в 40 и в 50, а то и больше тысяч рублей. Очевидно, дело в том, что в школах директор и его заместители могут получать 100 и более тысяч рублей, а молодой учитель – менее 10 тысяч. В вузах ректоры и проректоры получают по нескольку сотен тысяч рублей в месяц, а доценты – до 25 тысяч, ассистенты 12-15 тысяч рублей в месяц. В больницах зачастую главврачи и их ближайшие помощники установили себе заработки по 100-300 тыс. рублей в месяц, а врачам платят по 15-20 тысяч, медсёстры и нянечки вообще получают копейки – по 7-8 тысяч рублей.
В сельском хозяйстве средняя зарплата составляет 5,8 тыс. рублей. Но там хотя бы есть возможность дополнительно заработать на подсобном хозяйстве, хотя не так просто, поскольку потребкооперация и вообще система закупок продукции у населения в крае находится на самом низком уровне. Но вот как быть работникам текстильного и швейного производства, где зарплата составляет около 12 тыс. рублей, работникам в сфере обработки древесины и производстве изделий из дерева (около 14 тыс. рублей), некоторых других также низкооплачиваемых отраслей? Если добавить сюда то, что задолженность по заработной плате на начало 2015 г. составила 90 млн.250 тыс. рублей и по сравнению с 2014 годом. увеличилась на 29 млн.308 тыс. рублей (на 48,1%), то картина будет ещё более мрачной. Нерегулярность выплат зарплаты учителям и врачам уже привела к ряду постыдных для власти забастовок и голодовок учителей и врачей в ряде районов нашего края.
Правда Минэкономразвития Забайкальского края в своём обзоре за девять месяцев 2015 года без указания сумм зарплат лукаво утверждает, что «высокие темпы роста заработной платы отмечены в здравоохранении и предоставлении социальных услуг (107,3%), образовании (108,2%), сельском хозяйстве (103,4%). Ну, к каким горе-зарплатам привели эти «темпы роста» см. выше. Как апофеоз всего – гордость профильного министерства, что «величина прожиточного минимума в Забайкальском крае за III квартал 2015 года увеличена и установлена в размере: на душу населения - 10333,02 рубля, для трудоспособного населения - 10830,3, для пенсионеров - 8223,56, для детей - 10577,32 рубля». Ну, теперь остаётся выяснить, как на эти суммы можно прожить. А ведь средняя пенсия в нашем крае немногим больше – 11 169 рублей. Инфляция же, которая в текущем году будет, как можно предположить, не меньше, чем в минувшем, словно прожорливая саранча, тут же съедает все прибавки и захватывает часть того что было. Работающим же пенсионерам, как объявлено, никакой добавки в 2016 году не будет.
Хотя статистика – верная служанка нашей власти - и в текущем году может скрасить реальную картину. Правда, жизнь от этого краше всё равно не станет.
Владимир Тихомиров