В Забайкалье снова подорожал набор минимальных продуктов

17:02, 27 марта 2008

Сюда не пускают ни посетителей, ни журналистов, ни даже коллег из других отделов. Вход в эту часть краевой научной библиотеки имени А.С.Пушкина в прямом смысле слова закрыт на замок для всех, кроме пяти хранительниц, на чьих хрупких плечах держится самый большой книжный фонд в Забайкалье. Но для корреспондента «Забмедиа» руководство учреждения сделало исключение. Теперь мы приглашаем читателей на экскурсию по шести «секретным» этажам.

Тяжелая железная дверь отворилась ровно в то время, которое было указано в приказе и.о. директора библиотеки о моем допуске в помещения фонда. Будучи школьницей, слышала, что хранилище здесь просто огромное и простирается далеко за пределы здания, поэтому, следуя на цокольный этаж за заведующей отделом книгохранения Ольгой Шимпф, я невольно представляла себе громады уходящих в бесконечность стеллажей с приставленными к ним лестницами. Помещение, и правда, оказалось внушительным, но ряды полок с книгами терялись вовсе не в дали, а в темноте. Ольга Ивановна поясняет – колоссальные размеры ее владений – лишь одна из городских легенд. К величайшему сожалению библиотекарей.

- При строительстве здания в 1967 году был вырыт котлован, который в точности соответствует площади здания, - говорит заведующая. – Кроме того, на каждом из пяти «надземных» этажей под хранение книг отведено по 220 кв м. В общем здесь хранится 1 млн оригинальных экземпляров печатных изданий, а если считать поштучно, то в несколько раз больше.

На цокольном этаже, в прямом и переносном смыслах, зиждется вся библиотека. Именно отдел книгохранения формирует фонды всех остальных отделов, выдавая им книги в длительное пользование. Однако основным местом хранения все равно является «закрытый сектор».

- У нас остаются «книжные паспорта» - формуляры, по которым можно определить все внутренние передвижения каждого экземпляра, - Ольга Шимпф достает из потертых деревянных подставок похожие на «шифровки» кусочки плотной бумаги с обозначением форматов и уникальными и номерами. – Есть книги, на чьих формулярах от записей нет свободного места, а есть те, которые никогда не знали рук читателя. Тем не менее, все одинаково бережно хранятся.

Книги и газеты между этажами перемещаются с помощью специального подъемника, кабину которого библиотекари «усовершенствовали» двумя деревянными ящичками. Что и куда необходимо доставить, сообщают друг другу через селектор. Обе системы были оборудованы при строительстве здания, скрипят, шумят, но до сих пор исправно работают. А вот лифт для перевозки самих сотрудников сломался лет 5 назад и женщины в поисках книг вынуждены бегать по этажам. Сколько ступенек вверх и вниз проходят за день, сказать также же трудно, как выдержать подобную нагрузку.

- Цокольный этаж в основном заполнен периодикой, отдел с книгами составляет лишь часть от его общей площади. Здесь можно найти и газеты 1918 года, иллюстрированные рисунками художников, и журналы, посвященные горному делу 1826 года со статьями Федора Бальдауфа – русского поэта пушкинской эпохи, - рассказывает Ольга Ивановна.

Действительно, подземный лабиринт уставлен стеллажами с бережно уложенными подшивками. По пути выхватываю взглядом названия. Большинство я никогда не слышала, некоторые встречала в «домашней библиотеке» родителей. Этим экземплярам не страшна ни смена политического строя, ни то, что выпускавшие их редакции давно закрыты – что бы ни творилось за стенами здания, подшивки будут беречь для последующих поколений. Единственная опасность – неподходящие условия хранения. С ней библиотекари, несмотря на недостаточность средств, борются всеми силами.

- В книгохранилище необходимо поддерживать определенную температуру и влажность, - уточняет заведующая отделом. - К сожалению, специальное оборудование стоит недешево, поэтому библиотека не оснащена им полностью. Используем доступные способы – в сухую погоду распахиваем все форточки и проветриваем помещения. Хорошо, что у нас климат не сырой, а то в европейских странах, например, книги поедает плесень. Противопоказан печатным изданиям и свет, поэтому занавешиваем все окна и даже отдельные стеллажи плотной тканью. К счастью, насекомых, которые любят питаться типографской бумагой, у нас нет. А вот с пылью воюем буквально не покладая рук – берем ведра с водой, тряпки, моем полки и протираем обложки.

Но есть фактор, от которого хранительницы не могут защитить своих подопечных – течение времени. Бумага «стареет» и деструктурируется. Поэтому учреждение старается как можно активнее участвовать во всероссийской программе по бесплатной оцифровке библиотечных фондов, которая началась в 2008 году. В первую очередь было решено перевести в компьютерный формат старейшие забайкальские газеты и на текущий момент удалось оцифровать экземпляры по 1945 год.

На втором этаже, также как и на последующих, хранятся только книги. На столе возле входа высится пирамида из изданий в потертых обложках.

- Это «запасы» маленькой библиотеки, которая попала под оптимизацию. Сейчас они готовятся обрести свое место на наших полках. Некоторые даже отправятся в фонд редких книг, если, например, в них обнаружат штампы «КВЖД», «ДВР» экслибрисы известных забайкальцев и другие признаки уникальности, - отмечает Ольга Шимпф.

На третьем этаже – установлен единственный в книгохранилище старенький компьютер, который в окружении все тех же стеллажей и коробочек с формулярами выглядит несколько неуместно. Как ни странно, сотрудники фонда на недостаток техники не жалуются – им она нужна только для переправки данных в другие отделы, где составляют электронные каталоги.

Четвертый этаж отличается прижавшимися вдоль стен закрытыми шкафчиками. В них хранится, так называемый, читинский и забайкальский «обязательный экземпляр» - произведения местных авторов. Он причисляется к ценному фонду. В проходах между стеллажами диссонируют между собой деревянная картотека с маленькими, отмеченными литерами, ящичками и тележка для продуктов из супермаркета, приспособленная библиотекарями для транспортировки большого количества книг.

На пятом этаже, за очередной железной дверью, находятся все форматные книги. На их формулярах уже не встретишь букву «С», обозначающую средний размер. Тут «М» - малые (или как ласково их называют сотрудницы «книжки в ладошке») соседствуют с «Б» - большими и «В» - великими форматами. Две последние категории хранятся в положении лежа. Это сильно уменьшает и без того дефицитное пространство. Из-за нехватки стеллажей, библиотекари установили самодельные полки даже поперек закрытых плотной материей оконных проемов. В оставшиеся промежутки втискивают столы, за которыми занимаются подшивкой периодики и реставраций книг.

- Фонд у нас богатейший. С созданием библиотеки его сюда передали из краеведческого музея имени А.К. Кузнцова, коллекцию книг гражданской печати XVIII века прислали из самой старой библиотеки края - Нерчинско-Заводской, которая была расформирована в начале XX века. Среди этих «подарков» есть книги, которые привозили с собой в Забайкалье ссыльные декабристы, военные офицеры во времена Великой Отечественной войны, держали в личных архивах известные ученые и общественные деятели… Цокольный этаж еще до конца не разобран и таит немало сюрпризов. Радость от уникальных находок омрачает только то, что их негде достойно хранить, - вздыхает Ольга Ивановна.

Иногда в руки библиотекарей попадают настоящие сокровища. Речь идет о старинной рукописной Торе или Пятикнижии Моисеевом – пергаментном свитке более 20 метров в длину на древнееврейском языке. Священное писание было создано в 1896 году в Нерчинске по случаю коронования последних российских монархов Николая II и императрицы Александры Федоровны. Обнаружили его в фондах местной библиотеки в 60-х годах XX века в простом тряпичном чехле. Истинная ценность Торы открылась только после ее передачи в Пушкинскую библиотеку. Сейчас свиток вместе с другими раритетами хранится в отделе редкой литературы, который находится на втором этаже в другой части здания.

Вход сюда, в отличие от отдела книгохранения свободный, но выдаются книги только при наличии отношения или иного документа, в котором указано, с какими целями ее хотят получить. Работают с фолиантами, не покидая помещения, под присмотром сотрудников и видеокамер. Точные копии произведений времен Древней Руси, XVIII века, эпохи дворянства внутри шкафов помещаются в отдельные картонные боксы, которые не пропускают воздух и хранятся строго при температуре 16-18 градусов (спасибо директору одной из крупных ресурсоснбжающих организаций края, который подарил отделу кондиционер).

- В двух выделенных нам комнатах находится 861 книга. В целом же редкий фонд библиотеки - порядка 6 тыс экземпляров и постоянно обнаруживаются новые. Мы бы, конечно, с удовольствием приняли их все в длительное пользование, но не хватает места и оборудования для создания соответствующих условий. Кроме того, штат отдела состоит всего из двух человек, а процесс оформления каждой книги может занимать около недели, - делятся сотрудники.

Кадровая проблема, в определенном смысле, существовала в библиотеках всегда, ее причина – скромная зарплата. Остаются самые преданные профессии.

- Понятно же, что работаем не за деньги. Новеньких как минимум три года обучаем ориентироваться в хранилище, обращаться с книгами, соблюдать все должностные инструкции. Но даже, если они усвоят формальности, не факт, что «приживутся» - все же надо иметь призвание. Библиотекарское дело требует колоссальной усидчивости, трудолюбия, ответственности, готовности к физическим нагрузкам и, конечно, порядочности. Не в обиду коллегам сказано, но за троих библиотекарей из других отделов я не дам ни одного своего, - улыбается Ольга Шимпф.

Про порядочность она упомянула не случайно - к библиотечным фондам, не забывая о существовании «черного рынка», подпускают не каждого. В Интернете регулярно появляются заманчивые предложения о покупке какого-нибудь советского журнала, за который коллекционер готов заплатить несколько десятков тысяч рублей. Что уж говорить о ранее упомянутой Торе стоимостью 50 тыс долларов и других редких изданиях?

- Для нас любая книга – ценная вне зависимости от года ее издания. Все они - достояние Забайкальского края, - признается Ольга Шимпф. - Наверное, электронный фонд в ближайшее время потеснит печатный, но мы по-прежнему будем прилагать все усилия, чтобы помочь и тем посетителям, которым необходимо оперативно получить отсутствующую в Интернете информацию, и тем, кто любит отдохнуть в тишине зала с книгой в руках.

Проходя по коридорам Пушкинской библиотеки нельзя не заметить, что они вовсе не пустуют и количество постоянных читателей, несомненно, увеличится к празднованию 50-летия здания библиотеки в 2017 году. Хочется надеяться, региональные власти тоже не оставят эту знаменательную дату без внимания и помогут библиотекарям справиться с проблемами, которые мешают самому большому забайкальскому «хранилищу знаний» уверенно перешагнуть полувековой рубеж.

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"