Завкафедрой журналистики ЗабГУ: учиться приходят те, кто может заплатить
В этом году не только «Экстра» отмечает 20-летний юбилей, но и ровесница газеты - единственная в Забайкалье кафедра, готовящая профессиональных журналистов. С её заведующим Владимиром Тихомировым мы поговорили о журналистике и о том, как будущие «акулы» оттачивают свои «перья».
Владимир Алексеевич Тихомиров
Журналист, кандидат исторических наук
Родился 9 января 1949 года в Выборге Ленинградской области.
В 1979 году окончил отделение журналистики Иркутского государственного университета.
Карьеру начал в газете «Ленинское знамя» Улётовского района. Был корреспондентом и редактором газет «Знамя коммунизма» и «Комсомолец Забайкалья», руководил пресс-центром Читинского обкома КПСС.
С 1991 года - собкор российских и региональных газет. Сотрудничал с «Бизнес АиФ», «Бизнес Московские новости», «Время Московские новости».
В 2002 и 2003 годах признавался лучшим журналистом Читинской области.
В настоящее время заведует кафедрой журналистики и связей с общественностью ЗабГУ.
- Владимир Алексеевич, что изменилось на забайкальском медиарынке после открытия кафедры?
- В начале у нас не было ни программ, ни учебных планов, самое главное, преподавателей. Но мы это прошли, и сейчас кафедра приобрела всё, что нужно. Это очень серьёзно сказалось на качестве региональной прессы. Наши выпускники, особенно первых лет, составили костяк журналистов Забайкалья. Со временем ушла с рынка вся желтизна, в массовом виде такого почти уже нет. Журналистика в крае стала качественной.
- Ваши студенты - какие они?
- По моим наблюдениям, журналисты - несколько другая категория, чем остальные студенты. Много амбиций, собственного мнения, ершистости. В этом смысле, конечно, не так легко, но в то же время очень интересно, потому что это творческие люди. Мы видим наглядно, кто чего стоит, потому что в нашей работе это наиболее заметно. Студенты работают в СМИ, публикуются, ведут передачи на телевидении и на радио. Их результаты видны ещё до защиты диплома.
- Сегодня текст - не самая впечатляющая форма подачи информации. Изменилась ли роль печатного слова в СМИ?
- Ни в коем случае. Фото, видео были и раньше, но главное - это текст. Он присутствует во всех видах СМИ. Другое дело, что сегодня техника даёт большие возможности для выражения мыслей и проблем, которые раньше выражались более примитивно. С другой стороны, это требует большей активности от корреспондентов, чтобы добыть эксклюзивную информацию. По сути, журналистика в своём содержании осталась прежней, но формы и методы изменились.
- Но технический прогресс лишил журналистов монополии на сообщение новостей. Означает ли это, что профессия может исчезнуть?
Думаю, что нет. Профессиональная журналистика должна быть. Что касается блогов - это не более чем личный дневник. Журналист готовит произведение профессионально, вникает в проблему, а блогеру этого делать не нужно. Я очень редко заглядываю в какие-то блоги, только если их ведут известные люди. Остальное меня не очень интересует, потому что это - не более чем самодеятельность. В этом отношении журналисты были, есть и будут.
Никто не сможет заменить профессионалов в этой области.
- Чему вы стараетесь научить своих нынешних студентов, чтобы они были востребованными специалистами?
- Несколько лет назад мы провозгласили на кафедре форму конвергентной журналистики, которая позволяет студентам попробовать свои силы и на телевидении, и на радио, и в прессе. Для этого мы многое сделали: у нас появилась теле- и радиостудия, собственные газеты. Конечно, хорошо бы отточить умения везде, но мы понимаем, что студент должен сделать выбор. Нельзя быть одинаково профессиональным во всех формах, нужно в конечном итоге выбрать одну и в ней совершенствоваться.
- В современном мире малых жанровых форм, каковы шансы выжить у аналитики?
- Аналитика на передних планах журналистского фронта. Потребность в ней есть всегда. Сейчас редакции всё время обращаются ко мне за такими материалами.
Казалось бы, можно заполнить газету событийной информацией, но все почему-то сильно хотят аналитику, её не хватает.
Сейчас введен курс «Аналитическая журналистика» для студентов, где я постараюсь привить какие-то навыки работы с такими материалами.
- И как студенты проявляют себя?
- По-разному, но в основном всё-таки стараются уйти от этой темы. Правда, есть несколько человек, которых я смог обратить в эту веру - экономическую журналистику, и они работают до сих пор. Студентов я понимаю - хочется оживления, сенсаций, но большей частью журналистика - это как раз такие прозаические, но очень нужные сферы нашей жизни.
- Но, как я знаю, в молодости вы тоже больше тяготели к культурным вопросам, чем к экономическим…
Это детская болезнь большинства журналистов. Мне казалось, что я ближе к культуре, но в редакции рассудили по-другому. Это только кажется, что журналисты пишут то, что хотят. Со временем я стал познавать тему, и когда меня забирали в армию, я уже был начальником экономического отдела в газете. Мне стало понятно, что производство - это очень востребованная и интересная тема. А когда стал заниматься бюджетной тематикой, я понял, что занимаюсь детективными историями (смеется). Это всегда интрига - готовка, формирование бюджета, споры по этому поводу.
- Какой бы вы хотели видеть кафедру через 5-7 лет?
- Мне бы хотелось, чтобы кафедра расширила свои возможности в подготовке специалистов, чтобы в коллектив пришли любящие своё дело люди, и чтобы их оплата труда была достойной. Хотелось бы, чтобы ребята делали осознанный выбор, приходя к нам за знаниями. В последнее время государство относится к нашей специальности как к пасынку. Почти уничтожены бюджетные места, и учиться приходят те, которые могут заплатить. Хотелось бы, чтобы мы учили талантливых, серьезных ребят, которые смогли бы учиться на бесплатной основе. А вот как будет? Сегодняшняя политика в этом плане мне оптимизма не внушает.
Алёна Линейцева
Статья опубликована в газете «Экстра» №38 от 21 сентября 2016 года