Новое правительство Забайкальского края, похоже, продолжает губительный курс «оптимизации» доверия населения.
Последние шаги экс-губернатора края Константина Ильковского, направленные на ущемление прав ветеранов, инвалидов и других льготных категорий населения ради «оптимизации» бюджета, привели к резкому падению доверия населения к власти и закончились отставкой губернатора. Новое руководство края во главе с Натальей Ждановой, судя по всему, этот курс продолжает.
Атака на малыша
Вот один характерный пример. Незадолго до своей отставки и.о. министра финансов Андрей Кефер уже при врио губернатора Натальи Ждановой не без гордости публично рапортовал: «Налоговые поступления в бюджет Забайкальского края, которые увеличились в связи с повышением ставки на имущество, позволят муниципалитетам расплатиться с долгами по зарплатам работникам бюджетной сферы».
Слышать это было тем более удивительно, что такое говорил не простой счетовод-кассир, которого только суммы и интересуют, а государственный человек, в обязанность которого входило не просто считать деньги, но и думать о наполнении бюджета в будущем. Да, конечно, раз или два можно за счёт увеличения налоговой ставки заткнуть какие-то бюджетные дыры. Но ведь это всё равно, что резать курицу, несущую пусть не золотые, но приносящие доход яйца. Для того же бюджета. А что получается на практике?
В условиях жесточайшего дефицита бюджетов всех уровней края Заксобрание с подачи регионального Минфина пошло на резкое увеличение налога на имущество, от которого пострадал, прежде всего, малый бизнес.
- До 2015 года, - говорит руководитель ассоциации товаропроизводителей Забайкальского края, он же руководитель краевого Выставочного центра Владимир Алексеев, - наше предприятие платило налог на имущество в размере 160 тыс. рублей в год. После того как Заксобрание приняло закон, устанавливающий этот налог в зависимости от кадастровой стоимости, и установило высокие коэффициенты, налог с 2015 года повысился до 1 млн. 200 тыс. рублей, в нынешнем году нам надо заплатить уже 1 млн. 600 тыс., а в 2017 году – 2 млн. рублей. Могу с уверенностью сказать – это безответственная и губительная политика региональной власти. Ни нам, малому бизнесу, ни бюджету от этого лучше не станет. А вот загубить малые предприятия в крае можно окончательно.
Владимир Вадимович приводит такие факты. С повышением налога на имущество ему пришлось сократить персонал с 30 до 12 человек. А ведь те 18 человек, которые остались без работы, получали зарплату и платили НДФЛ (налог на доходы физических лиц). Теперь этот налог на предприятии сократился более чем вдвое и не факт, что не придётся сокращать людей ещё, а то, возможно, и вовсе закрыть предприятие. Что тогда вообще получит бюджет? А динамика сокращения в крае производителей, в том числе работников малых предприятий – налицо.
В ряде регионов, по словам Владимира Алексеева, подошли к внедрению налога на имущество аккуратно. Если у нас на 2015 год установили коэффициент 1, на 2016 – 1,5, на 2017 – 2, то в соседней Республике Бурятия, например, соответственно 0,2, 0,3, 05. «Я предлагал, - говорит Владимир Алексеев, - сделать для нас коэффициент 0,1, но депутаты подошли к этому безответственно и установили максимальные ставки. В результате мы теряем малые предприятия, теряем вместе с этим и другие налоги. По моим данным в Чите каждое третье предприятие собирается свёртывать деятельность, переезжать в другие регионы. Так что для нашего бюджета никакой выгоды нет, а есть одни убытки. Что уж говорить о социальных последствиях!
Действительно, очень странные действия со стороны краевой власти, особенно в период кризиса. В такое время, как правило, напротив, снижают ставки налогов, дают возможность предприятиям и людям больше заработать, снижают ставки по кредитам, пытаясь сохранить производство и работников. У нас же в регионе – всё наоборот. Такое впечатление, что краевые министры и депутаты не слышат даже то, что говорят на самом верху власти. Напомним, что Владимир Путин на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума-2016 сказал:
- Будем принимать серьезные меры, вплоть до кадровых решений в отношении тех руководителей регионов, которые не понимают, что поддержка бизнеса - это важнейший ресурс развития региона и всей страны.
Президент заверил, что будет проведен «серьезный анализ того, что в этой сфере происходит в каждом из регионов Российской Федерации». Что же доложат главе государства руководители нашего края, которые постоянно обращаются к федеральной власти за финансовой помощью, но сами рубят сук, на котором сидят?
Ущемление сирых
Новая власть, продолжая политику бывшего губернатора, продолжает наступление и на многие категории населения, которые в том или ином виде, имели обоснованное послабление по налогам. Законопроекты на этот счёт, многие из которых уже поддержаны депутатами и приняты, сыплются от исполнительной власти (простите за фигуру речи), как из рога изобилия. В результате лишаются ранее установленных налоговых льгот детсады и общества инвалидов. Принят закон, по которому число учащихся средних учебных заведений, получающих бесплатное питание, сокращается в три раза. Экономия бюджета составит около 28 млн. рублей. Отменяется пониженная ставка налога на прибыль для организаций в области физкультуры и спорта.
Конечно, состояние краевого бюджета таково, что без сокращений статей расходов не обойтись. Но много ли выиграем в деньгах на ветеранах, инвалидах, детях и спортсменах? Приобретём или потеряем, полностью отменяя статьи закона, по которым налоговые льготы получали предприятия по переработке мяса, отходов, аэропорты, субъекты господдержки инновационной деятельности, реализующие приоритетные инновационные проекты Забайкальского края?
А ведь есть сюрпризы и от федеральной власти. Правительство РФ планирует сократить расходы на здравоохранение в 2017 году на 33%. Это отмечено в проекте закона о бюджете страны. Расходы на здравоохранение составят в следующем году 362 млрд. руб. против 544 млрд. руб. в бюджете 2016 года. Сократятся средства на помощь в стационаре, амбулаторную помощь и санитарно-эпидемиологическое благополучие.
Кроме того Минфин РФ предлагает ограничить выплату пенсий и сэкономить на работающих пенсионерах: не платить пенсии тем, чей доход превышает 500 тысяч рублей в год. Такой вариант может затронуть около 90 тысяч человек. Одновременно с этим Минфин предлагает отменить фиксированную выплату тем пенсионерам, чей доход выше 2,5 прожиточного минимума в месяц (около 2 миллионов человек).
Есть и другие предложения подобного рода. Дело за депутатами, которые должны принять окончательное решение. Как поведут себя они? Судя по тому, как дружно депутаты заблокировали предложения о приведении собственных зарплат и жалований чиновников в соответствии со средним уровнем заработной платы в стране (например, не более трёх средних зарплат), можно ждать от власти и «оптимизации» бюджета за счёт без того уже ущемлённых категорий населения.
Владимир Тихомиров