«Читаэнерго» перестала быть самостоятельной компанией

17:53, 10 апреля 2008

Почти все рассказы о событиях начала 1917 года чаще всего начинаются с Февральской революции, а то, что происходило в январе, остается «за кадром». Почему? Может быть, потому что в тот предреволюционный месяц ничего не предвещало о революции? Как жило в это время наше далекое от фронта Забайкалье?

Во главе забайкальской вертикали

Тысячи мужчин начиная с осени 1914 года ушли на фронты Первой мировой войны, в которой погибло более 900 тысяч солдат и офицеров Российской Императорской армии. Эту войну наши предки называли Второй Отечественной. Первой Отечественной они считали войну с Наполеоном.

Кто заменил их в тылу? Во?первых, иностранные рабочие. По данным томского историка Василия Зиновьева только на золотых приисках Забайкальской области в 1914 году работало 14 тысяч китайцев и корейцев, в 1915 – около 15, а в 1916 – более 19 тысяч. Во?вторых, в городах многих работников заменили военнопленные. По информации читинских исследователей к началу 1917 года в Забайкалье находилось до 80 тысяч германских, австро-венгерских и турецких военнопленных. В некоторых населенных пунктах их было даже больше, чем местных жителей. Например, в Сретенске, население которого тогда составляло семь тысяч человек, было размещено 11 тысяч военнопленных. Зачастую их даже держали в домах обычных граждан и разрешали работать. Но на некоторых предприятиях, прежде всего на железнодорожном транспорте, военнопленных использовать не рекомендовалось.

Местные власти должны были решать вопросы мобилизации, поставки в армию лошадей, организации работы лагерей для военнопленных, проблемы каторги и ссылки, которая никуда не делась, а наоборот активно пополнялась. Плюс к тому нужно было оказывать помощь раненым и, как тогда говорили, увечным воинам.

Судя по всему, региональные власти во главе с военным губернатором генерал-лейтенантом и наказным атаманом Забайкальского казачьего войска Андреем Кияшко вполне справлялись с этими задачами.

Военный губернатор Забайкальской области Андрей Кияшко

Этот потомственный казак стал отличным офицером, получившим прекрасное образование не только в военном училище, но и в Николаевской академии Генерального штаба. Он участвовал в боях в Средней Азии и Русско-японской войне, был награжден восьмью орденами, семью медалями и Золотым оружием «За храбрость». В «Энциклопедии Забайкалья» о его деятельности в крае сказано предельно кратко, но точно: «Решал вопросы ликвидации чересполосицы уездов, создания управления в железнодорожных поселках, введения института уездных врачей. Содействовал организации сети ветеринарных пунктов, противочумной станции, открытию Нерчинской сельскохозяйственной школы. Организовал помощь фронту, семьям фронтовиков, усилил мобилизационную работу, успешно боролся со спекуляцией». Он пользовался авторитетом у населения Забайкальской области. Это видно из отдельных публикаций января 1917 года.

Яркий пример гласности

Скудную, но крайне интересную информацию о том, как жил наш край и его руководители в январе 1917 года, удалось найти в трех номерах (3, 4 и 5 за 6, 8 и 11 января соответственно) официозной газеты «Забайкальские областные ведомости», хранящейся в Государственном архиве Забайкальского края. Эти газеты хорошо сохранились, что лишний раз говорит о том, что исследователи мало к ним обращались. Ответственными за издания указаны не только редактор Чучалов, но и вице-губернатор Нарышкин.

Никакой информации о редакторе, к сожалению, пока найти не удалось. А вот Александр Нарышкин был человеком известным, и сведения о нём в лету не канули. Сын и внук генералов русской армии, он сам стал боевым офицером, воевал в Средней Азии, но в 40 лет перешёл на гражданскую службу. В 1912–1914 годах служил вице-губернатором Якутской области, а затем был переведен на такую же должность в Забайкалье. За службу Отечеству действительный статский советник Нарышкин награжден тремя орденами и четырьмя медалями.

Забайкальский вице-губернатор Александр Нарышкин

С Андреем Кияшко, судя по всему, они сработались. Во всяком случае, когда первый отсутствовал в области, обязанности военного губернатора возлагались на Александра Петровича. В том числе и та обязанность, о которой сообщалось в № 4 газеты: «Военный Губернатор и Наказной Атаман Забайкальского казачьего войска принимает представляющихся и просителей только по вторникам и пятницам от 10 до 11 часов утра». И это в военное время!

Вскоре после начала войны был создан Верховный Совет по призрению (то есть присмотру) семей лиц, призванных на войну, а также семей раненых и павших в войне. Через некоторое время его возглавила великая княгиня Елизавета Федоровна, родная сестра императрицы Александры Фёдоровны. А в 1915 году при этом Совете была образована Особая комиссия по призрению воинских чинов и других лиц, пострадавших в продолжение войны, а также их семей. Председателем этой комиссии была великая княгиня Ксения Александровна. В Забайкалье действовало её отделение, которое лично возглавлял Андрей Кияшко.

Интересно, что в № 6 «Ведомостей» в рубрике «Часть неофициальная» был опубликован очень важный по нынешним временам документ – письмо губернатора редактору газеты. В нем он писал: «Милостивый государь! Господин Редактор! Позвольте через посредство Вашей газеты довести до общего сведения краткий отчет о пожертвованиях, ко мне приносимых и принести самую глубокую благодарность за эти жертвы лицам и учреждениям…».

Далее следовал длинный список людей и организаций, внесших различные вклады. «Итого 3058 руб. 81 к. Всего с преждепоступившими 669 394 руб. 99 коп. Из них выдано…». Далее тоже длиннющий список, что и куда потрачено. Итог – до одной копейки тот же.

По сей день – это ярчайший пример гласности.

В номерах газеты опубликованы различные приказы губернатора, его объявления, другие документы той поры, некоторые из них завершались фразой: «Об этом считаю долго довести до всеобщаго сведения».

Перед кровавым финалом

Да, жители Забайкальской области, как и всей России, устали от войны, но растерянности не замечалось. Проблемы были, но все они решались небольшим, но достаточно профессиональным управленческим аппаратом, опиравшимся на значительную часть населения. Последующие потрясения пришли сюда из центра.

Приказом от 5 января 1917 года Андрей Кияшко сообщал, что в связи с отъездом в Петроград Иркутского генерал-губернатора, которому подчинялась в тот период Забайкальская область, он будет исключительно самостоятельно руководить нашим регионом. Но вскоре его самого отозвали в Петроград, где он получил новое назначение. Забайкальцы с грустью провожали уважаемого губернатора. Они ещё не знали, что это только начало трагических перемен.

Андрей Кияшко умер мученической смертью в декабре 1917 года в Ташкенте. Расправой над группой офицеров, среди которых был и Андрей Иванович, руководили солдаты его охраны – бывшие каторжане, которые отвезли арестованных в крепость и там зарубили шашками.

Вице-губернатора Александра Нарышкина, арестованного в 1919 году в качестве заложника, после трех лет тюрем и концлагерей расстреляли в 1921 году. Были убиты тысячи других честно служивших Отечеству людей, а десятки тысяч вынужденно покинули Россию, отдав свои знания, опыт и умения другим странам.

Александр Баринов

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"