Соперником «Зенита» по полуфиналу Кубка УЕФА станет «Бавария»

09:21, 11 апреля 2008

На этой неделе стало ясно: одиозное решение краевой власти выполнить некое требование Минфина РФ об обязательном сокращении ранее установленных социальных выплат ветеранам труда, многодетным матерям и сельским специалистам путём установления неких «критерий нуждаемости» – потерпело крах. Пришлось идти напопятную.

А был ли мальчик?..

Правда, и новое решение не из лучших. Власть решила оставить выплаты как есть тем, кто их уже получает, а «критерии нуждаемости» установить для тех, кто ещё не обращался за льготами. Что ж, жизнь, конечно, не остановится, но, думаю, многие потенциальные многодетные мамы при этом предпочтут рожать детей за пределами нашего края – там, где такие льготы сохраняются. А ведь нашему краю, где население снижается из года в год, и продуктивная молодёжь, и новое пополнение было бы нелишне, но власть подталкивает к отъезду. Хотя по данным Забайкалкрайстата, в 2016 году по-прежнему сохранялась устойчивая миграционная убыль населения края. В целом за счет миграционного оттока численность населения края сократилась на 6454 человека.

Но нужно ли было вообще затевать всю эту суету с установлением «критериев нуждаемости»? Загадочное Соглашение с Минфином РФ, на которое всё время ссылалась региональная власть (дескать, именно оно заставляет принимать такое драконовское решение, иначе федеральный Минфин не даст нам дополнительно то ли 3,5, то ли 4 млрд. рублей) так и осталось тайной. Почему региональная власть не решилась его опубликовать? На этот счёт есть определённые соображения, о которых мы частично уже говорили.

Основное, очевидно, заключается в том, что в «секретном» Соглашении нет категоричного требования к региональной власти в целях оптимизации бюджетных расходов ограничить ранее установленные социальные обязательства наиболее нуждающимся категориям населения. Об этом можно судить по тому, что в пояснительной записке к федеральному бюджету в разделе «Обязательства субъекта РФ – получателя дотации, предлагаемые для включения в соглашение о предоставлении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из федерального бюджета» говорится совсем о другом. Например, там содержатся требования провести оценку эффективности налоговых льгот (пониженных ставок по налогам), предоставляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, принять до 1 июля 2017 года план по устранению с 2018 года неэффективных льгот, касающихся налогов для юридических лиц.

Главное же - там есть требования обеспечить в 2017 году рост налоговых и неналоговых доходов по итогам исполнения консолидированного бюджета субъекта РФ по сравнению с уровнем исполнения 2016 года, рост объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств), рост средней численности работников малых и средних предприятий, рост среднегодовой численности занятых в экономике. То есть, федеральной властью даётся понять, что никто не получит бесплатных денег в виде дотаций или дешёвых кредитов просто так, под стоны и плач руководителей регионов. Они смогут получить бесплатные деньги из центра только после предоставления гарантий о принятии мер по оздоровлению региональной финансовой системы.

В Соглашении, так тщательно скрываемом истеблишментом краевой власти, как можно понять из федерального бюджета, содержатся и такие неприятные для неё требования: утвердить до 1 апреля 2017 года программу оптимизации расходов бюджета субъекта на 2017-2019 годы, включающую мероприятия по оптимизации расходов на содержание бюджетной сети и расходов на государственное управление, в том числе установление моратория на увеличение численности государственных служащих и работников бюджетной сферы, содействию установлению муниципальными образованиями моратория на увеличение численности муниципальных служащих.

Так что «был ли мальчик?», то есть требование Минфина РФ залезать в карман наиболее нуждающегося населения ради «оптимизации» бюджета? Или это исключительно фантазии руководства края? И когда запахло жареным, то есть ещё большим обострением социальной напряжённости, власть немного отпустила пружину, найдя компромисс (хотя, повторим, не самый лучший).

Мамин карман ближе

Ну, очень неприятные требования в федеральном бюджете. Конечно, легче залезть в карманы ветеранам, многодетным матерям, установив некий вымышленный «порог нуждаемости» (и это при быстро растущих ценах), чем заниматься сокращением расходов на государственное управление и сократить число госслужащих, которых у нас в регионе почти в два раза на 1000 граждан больше, чем в других субъектах СибФО. Консолидированный бюджет Забайкальского края в 2016 году исполнен с минусом к бюджетному назначению почти на миллиард рублей, что уж там говорить о его наращивании? И на 2017 год бюджет края под вопросом – да и принят он по зарплатам и соцвыплатам только на 10 месяцев, а не на год. Инвестиции не растут, численность работников снижается, безработица высокая в крае и т.д. Так что - какое при этом оздоровление финансовой системы?

А ведь, судя по упомянутой записке, именно оздоровление финансовой системы региона на основе более эффективного экономического развития – главный пункт требований федеральной власти в лице Минфина РФ к субъекту. При предоставлении дотаций будет учитываться и государственный долг, который у нас зашкаливает за 26 млрд. рублей. Прирост дотаций не может быть выше 20% от объёма доходов консолидированного бюджета (за 2016 год он исполнен в сумме 55,6 млрд. рублей).

Зачем спешить сломя голову?

Но давайте представим, что Минфин РФ всё же внёс в Соглашение пункт о снижении льгот ветеранам и проч. Тогда почему региональные власти его подписали? Ведь в федеральном бюджете чётко обозначены требования относительно дополнительных дотаций. Региональное правительство должно было горой стоять за интересы населения края с федеральным законом о бюджете в руках, а не бежать со всех ног выполнять любое незаконное требование даже федерального ведомства.

В других регионах поступили иначе. Как видно из последних сообщений, руководители 51 субъекта РФ не захотели мириться с произволом и обратились в Совет Федерации с жалобой на Минфин РФ. На этой неделе в Комитете Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам состоялось совещание по вопросу заключения Министерством финансов России с высшими должностными лицами регионов соглашений, предусматривающих меры, направленные на стимулирование их социально-экономического развития и оздоровления государственных финансов и о необходимости учета при заключении этих соглашений положений подготовленного в СФ законопроекта об изменениях в Бюджетный кодекс.

Говорить о конечном результате пока рано, законопроект принят в первом чтении. Как говорится в пояснительной записке, в связи с принятием поправок в Бюджетный кодекс серьезную озабоченность СФ и регионов вызвало положение об установлении условий предоставления и использования дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности из федерального бюджета регионам. В этой связи Совет Федерации предлагает внести изменения в Бюджетный кодекс с целью исключения возможности при предоставлении дотаций регионам возлагать на них дополнительные условия.

Так что, может быть, стоит дождаться окончательного решения по этому вопросу и не спешить применять «критерии достаточности».

А пока заняться проблемами экономики и оздоровлением финансовой системы края, оставив в покое карманы бедных категорий граждан.

Владимир Тихомиров

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"