ЕГЭ, ГИА, реформы образования, споры о том, кто должен приобретать учебные материалы – школы или родители, периодические скандалы вокруг зарплат учителей и уже набивший оскомину вопрос: должна ли воспитывать школа или это прерогатива семьи… Все эти вопросы, скрупулезно отслеживаемые СМИ, так или иначе связаны с качеством образования. О том, кто, каким образом и для чего в Забайкальском крае следит за тем, чтобы выпускники школ имели высокий уровень подготовки, журналисту «Забмедиа» рассказал главный специалист, руководитель Лаборатории управления развитием образования комитета образования Читы, председатель правления РОО «Забайкальское педагогическое общество» Георгий Зимирев.
- В советское время исследования в области оценки качества массового образования не проводились. На рубеже 1990-х – 2000-х годов эта проблема в России вышла на передний план. Миф о том, что у нас лучшее в мире образования, основанный на достижениях военно-промышленного комплекса и космической промышленности, был развеян оценкой международных экспертов по итогам международных сравнительных исследований. Хотя наши студенты и школьники продолжали занимать первые места на международных олимпиадах, т.е. на уровне лучших учеников мы имеем хорошие показатели, на уровне массовой школы эти показатели нас удовлетворить не могли, - начал свой рассказ Георгий Иванович.
Поэтому на рубеже столетия в России была поставлена задача по созданию собственной системы оценки качества образования. Важнейшее требование к оценке образования – это объективность и независимость.
- На начальном этапе в России были приняты федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). В этих стандартах государство сумело обозначить основные требования к системе образования на уровне предметных, личностных и метапредметных результатов (умение учиться). Другим субъектом оценки являются родители, которые, как правило, «голосуют ногами». Третий субъект оценки – это общество. Вопрос только в том, кто от имени общества имеет право на выражение такой оценки, - объяснил Зимирев.
- В федеральном законе от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что для независимой оценки качества образования должны быть созданы общественные советы при органах системы образования, которые и будут проводить эту оценку. При этом советы должны быть независимы от государственных органов. Члены таких общественных советов могут быть делегированы общественными объединениями граждан, Общественными палатами. Непосредственную работу по оценке качества проводят организации–операторы, юридические лица. В Забайкальском крае эти функции выполняет Краевой центр оценки качества образования, в Чите – городской научно-методический центр, - говорит собеседник портала.
Законом установлены общие критерии независимой оценки: открытость и доступность информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность, комфортность условий, доброжелательность, вежливость, компетентность работников, удовлетворенность качеством образовательной деятельности организаций. Информацию для анализа операторы получают с сайтов, которые имеют все учреждения, и через проведение социологических опросов.
- Эти два вида исследования дают понимание того, в каком состоянии находится качество образовательной деятельности в той или иной организации. Кроме того, общественные советы могут самостоятельно разработать дополнительные критерии оценки качества, отражающие интересы местного сообщества, - рассказывает Зимирев.
В РОО «Забайкальское педагогическое общество» в рамках проекта «Вектор-2016» в течение прошлого года разрабатывалась методика проведения опросов, анализа сайтов и дополнительные показатели качества образования, сейчас они апробируются на нескольких районах. Итогом этой работы могут стать региональный и муниципальные рейтинги школ по качеству их деятельности.
- Этот рейтинг будет полезен как администрациям школ, так и родителям. Каждый год ситуация «на рынке» предоставления образовательных услуг меняется: за 3-5 лет любая школа может изменить качество своей работы как в худшую, так и в лучшую сторону. Рейтинг поможет родителям сделать более осознанный выбор. Для школ этот рейтинг тоже может быть полезен: он поможет выявить недочеты, которые в последствие можно будет исправить, - добавляет эксперт.
По мнению эксперта, нельзя взять случайные показатели и просто по ним «проранжировать» школы. Важно учитывать их специфические качества: часть школ хорошо готовят выпускников к жизни, к практической деятельности (например, агрошколы), часть ориентирована на подготовку к обучение в вузе. Не последнюю роль играет и региональный компонент, с его ориентацией на конкретные виды производства.
- Надо отметить, что, несмотря на то, что первые серьезные исследования в области оценки качества системы образования начались в начале 2000-х годов, мы до сих пор не пришли к единой системе оценки. Например, по результатам социологических исследований, замечен такой парадокс: родители с высоким образовательным уровнем, социальным статусом предъявляют более высокие требования, чем люди без высшего образования; уровень притязаний в сфере образования в городе и на селе, в провинции и мегаполисе – различный. Именно поэтому и создаются общественные советы, - дополняет Зимирев.
Результаты апробации новых региональных критериев оценки школ появятся осенью 2017 года и будут транслированы через Краевой центр оценки качества образования, органы управления образованием. Хочется верить, что новый рейтинг школ поможет усовершенствовать систему среднего образования и повысит уровень осведомленности родительской общественности.