Не прошло и двух лет с момента внедрения камер видеонаблюдения на автотрассах региона, а результат уже налицо: уровень аварийности на дорогах значительно снизился. О том, как масштабное внедрение камер в повседневную жизнь стало сдерживающим механизмом для лихачей, и каких еще результатов удалось достичь благодаря всевидящему оку ГАИ, «Экстре» рассказал начальник центра видеофиксации УГИБДД по Забайкальскому краю Сергей Чаплыгин.
Число жертв ДТП кратно уменьшилось
- Расскажите о специфике своей работы?
- Основным направлением нашей деятельности является обработка фото- и видеоматериалов, полученных с комплексов. Кроме того, мы принимаем и решения о привлечении собственников автомобилей к административной ответственности, ведем учет денежных средств, поступающих в региональную казну со штрафов, осуществляем непосредственное взаимодействие со службой судебных приставов в плане «преследования» нарушителей. Также сотрудники центра регулярно проводят прием граждан, рассматривая их жалобы и заявления. Весь отснятый за истекшие сутки стационарными камерами фото-видеофиксации и передвижными комплексами «Арена» материал поступает к нам в течение первой половины следующего дня. Далее мы обрабатываем собранные данные в присутствии аттестованных сотрудников ГАИ. В частности, опознаем госномер транспортного средства, водитель которого нарушил те или иные правила дорожного движения. После этого детально разбираем все обстоятельства совершенного им правонарушения, а затем уже выносим соответствующее постановление. К слову, оно выносится нами в электронном виде и подкрепляется специальной электронно-цифровой подписью, поэтому в подобный документ невозможно внести какие-либо правки или изменения.
- Много ли жалоб получаете от автолюбителей?
- В прошлом году к нам поступило около четырех тысяч жалоб. Отправителями большинства из них стали водители автомобилей экстренных служб. Как правило, они проезжали на красный свет без проблесковых маячков. Каждая из таких жалоб рассматривалась в установленный законом срок - в течение месяца. В этот период заявители получали ответы, в рамках которых принимались решения либо об отмене вынесенных в их отношении постановлений, либо об оставлении их в силе.
Если же сравнивать статистику по количеству жалоб в разных регионах нашей страны, где действуют аналогичные комплексы фиксации нарушений, то она выглядит примерно одинаковой. Каждое 90-120 постановление автолюбители обычно обжалуют.
Однако, в подавляющем числе случаев правда находится не на их стороне.
Интересный факт. Как только мы начали осуществлять свою деятельность на территории Забайкалья, в наш адрес приходило огромное количество совершенно абсурдных жалоб от населения. Например, некоторые правонарушители обращались к нам с требованием проверить на техническую пригодность ту или иную камеру. Мол, она неправильно фиксирует, хотя на деле ничего подобного не было. Другие и вовсе писали заявления о том, что мы все собственноручно сфальсифицировали. Однако такое в принципе не представляется возможным, так как каждая камера имеет свои механизмы защиты. Грубо говоря, если на отснятом материале изменить хотя бы один пиксель, то он автоматически идет в брак.
- Уровень аварийности на дорогах после установки камер пошел на убыль?
- Да, 2015 год стал показательным в плане эффективности работы камер фото-видеофиксации. Тогда количество ДТП и различных нарушений ПДД постепенно начало идти на спад. Особенно подобная тенденция прослеживалась в Чите, так как основная часть данного оборудования размещалась именно здесь. Надо отметить, что стационарные комплексы и так называемые «Арены» отлично сыграли роль сдерживающего механизма для лихачей. Только представьте, число смертельных инцидентов в результате аварий на дорогах краевого центра кратно уменьшилось за два минувших года. Например, в 2015 погибших было 35, а на конец 2016-го уже 21.
Но, к сожалению, даже при таком положительном ходе дел камеры нельзя назвать панацеей от всех бед. Увы, они не являются всесильными. Посудите сами, если человек садится за руль в состоянии сильного алкогольного опьянения, то никакие комплексы видеонаблюдения не смогут уберечь участников дорожного движения от его непростительных ошибок.
В целом, тенденция к снижению оказалась заслугой не одних только камер. Также существенный вклад в это внесли и мероприятия, направленные на ужесточение законодательства. Напомню, не так давно в Уголовном кодексе РФ появилась новая статья, в рамках которой водителей за повторное вождение автомобиля в нетрезвом виде начали привлекать к уголовной ответственности. Еще одним важным моментом в этом направлении стало усиление работы в плане назначения штрафных санкций.
Пресловутая стоп-линия
- Сколько мобильных и стационарных комплексов действует в крае, и какое количество нарушений они фиксируют за год?
- На сегодняшний день в Чите действует 89 рубежей контроля - это стационарные комплексы фото-видеофиксации. В других районах края ничего подобного пока еще нет. Что касается «Арен», то у нас их работает 19, и их основная часть функционирует на территории столицы Забайкалья. Также в эксплуатации у нас имеются так называемые Паркрайты (мобильные комплексы, фиксирующие нарушения ПДД, связанные со парковкой автомобилей - авт.). Все пять единиц этого оборудования используются исключительно в пределах краевого центра.
Благодаря плодотворной работе этих устройств, в 2016 году в отношении недобросовестных водителей было вынесено свыше 315 тысяч постановлений об административных правонарушениях. Для сравнения, когда комплексы у нас в Забайкалье полностью отсутствовали, то количество постановлений о нарушении за год в среднем едва переваливало за 100 тысяч. Основной проблемой тогда являлось превышение скорости. Стоп-линию же, по большому счету, водители просто не замечали. Сейчас ситуация в данном направлении постепенно начала меняться к лучшему. Помню, в первые дни своей работы камеры выявляли за день до 2000 нарушений.
- Водители часто критикуют работу «Арен» за то, что их операторы якобы фальсифицируют данные. Оправданы ли подобные заявления?
- Передвижные комплексы фиксации нарушений скоростного режима «Арена» не могут быть подвержены вмешательству извне с целью подтасовать данные, поскольку это сделать невозможно. В корпусе «Арены» стоит специальное устройство наподобие флэшки с электронной цифровой подписью. Именно на нее и фиксируются все результаты слежения. Никакого доступа у операторов к этим защищенным механизмам нет.
У водителей же все равно возникают претензии - их не устраивает, что передвижное оборудование обслуживают гражданские лица. При этом они ссылаются на закон «О полиции», хотя на деле подобные заявления беспочвенны. Для того, чтобы быть оператором «Арены» не нужно владеть особыми навыками. Инструкция по ее обслуживанию проста. И кто будет перевозить ее с места на место и устанавливать, нет разницы. В конечном итоге результаты деятельности камер все равно обрабатываем мы.
Подчеркну, что «Арены» устанавливаются исключительно в местах концентрации ДТП. Например, таким участком является территория объездной дороги около Читы. Так что говорить о неуместности присутствия камер там, где регулярно происходят аварии, не стоит.
В последнее время недовольство автолюбителей по поводу работы «Арен» стало постепенно спадать. Видимо, люди начали привыкать к ним. Однако, по-прежнему на территории края подчас возникают инциденты, связанные с порчей данной техники. Так, за минувший год правоохранителями было зафиксировано несколько таких случаев. В одном из них оператору даже были нанесены увечья. К счастью, всех виновников уже привлекли к ответственности. Этими дебоширами оказались, как раз таки злостные нарушители ПДД.
Статья опубликована в газете «Экстра» №9 от 1 марта 2017 года