Мы получили десятки писем и сообщений с момента старта акции «Опасный маршрут», в рамках которой жители Читы и Забайкалья могут пожаловаться на работу общественного транспорта. И зачастую проблемные вопросы наших читателей, поступившие в адрес редакции, оставались без ответов. Поэтому мы решили беседовать с теми, кто непосредственно работает в сфере пассажирских перевозок. Первым обсудить актуальные темы согласился один из крупнейших перевозчиков краевого центра, индивидуальный предприниматель и депутат гордумы Читы Артём Меняйло.
Призрак маршрута №31
- Артём Евгеньевич, видели ли вы анализ пассажиропотока Читы, о котором так много говорит администрация города и на основе которого будет разработана новая схема движения общественного транспорта?
- Всё на уровне слухов. Никакой официальной информации нет. Депутатский корпус сделал запрос исполнителю работ, ответа так и не получили. Но, насколько мне известно, анализ выполнен, проводится экспертиза. Однако, это не все изменения, ожидающие перевозчиков и пассажиров. Летом 2016 года в силу вступил федеральный закон (ФЗ) №220, который регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров, а также организацию контроля. Тем не менее, закон показал ряд недоработок, и ожидается, что в ближайшее время в него будут внесены принципиальные поправки. Поэтому ждём, пока закон будет отточен, и после этого на местном уровне будет принято Положение о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок, которое должно обеспечить пассажирам безопасность, стабильность и комфорт.
- Не так давно вы заявляли, что нужно с осторожностью убирать маршрутные такси, дублирующие движение троллейбусов в Чите. Почему?
- Считаю, что всегда должна быть альтернатива. Я за то, чтобы хотя бы один маршрут оставить на каждой троллейбусной линии. По этому поводу ко мне уже обращались избиратели с улицы Новобульварная, выражая недовольство предполагаемым отсутствием маршруток, например, на участке от КДЦ «Родина» до ж/д вокзала. В этом случае, скажем, до налоговой придётся идти пешком. И таких участков немало.
- В сообщениях наши читатели жалуются на некоторые маршруты, которые как бы есть, но машин на них практически не встретишь. Например, маршрут №31. Как вы думаете, почему так получается?
- Действительно, по показаниям нашего собственного мониторинга движения, который мы проводим регулярно, на маршрутах №№ 31, 37 самое минимальное количество автобусов на линии. Так, по наблюдениям от 8 декабря за три часа там прошло всего по пять машин. К примеру, если возьмём маршрут №2 - там в одну сторону проходит порядка 19-21 машины в час, №3 - около 21-23 машины в час, №28 - 15-18 машин в час. Я хорошо знаю перевозчика, работающего на маршрутах №30 и №31. Ещё 4 года назад они трудились очень стабильно, но в последнее время из-за высокой конкуренции и изменения ряда схем дублирующих маршрутов у перевозчика появились проблемы, из-за чего, в том числе, теперь страдает и Малая, и Московский тракт. За три года он потерял 2/3 автопарка. Насколько мне известно, в ближайшее время несколько изменённых схем вернутся в первоначальное состояние.
Перегруз во благо?
- Часто приходится слышать о случаях откровенного хамства со стороны водителей маршруток. Как вы следите за этим вопросом?
- Любую ситуацию, происходящую на линии, можно трактовать по-разному. Я сам шесть лет отработал за рулём, поэтому знаю все проблемы и из-за руля, и из кресла руководителя. Но я всячески поддерживаю наших пассажиров. Да, хамство есть, есть и на наших маршрутах, но мы с этим жёстко боремся. В каждом транспортном средстве в салоне размещены номера наших телефонов. Люди звонят как диспетчерам, так и лично мне. По сути, мы с пассажирами всегда на связи. Особенно хочу отметить школу №17 и Черновские, где у нас сформировано несколько инициативных групп, с которыми мы плотно работаем. Кроме того, за последние два года мы выстроили систему многоступенчатого контроля водителей и технического состояния автобусов перед выходом и во время работы на линии. При выезде из гаража - это медицинское освидетельствование водителей, технический осмотр транспортного средства, инструктаж при изменении климатических условий, дорожной обстановки и т.д. Также на каждом маршруте у нас работают линейные механики-диспетчеры, которые каждый рейс контролируют состояние водителя, транспортного средства и соблюдение расписаний движения. К слову, после введения постоянного линейного контроля у нас был выявлен только один случай нетрезвого вождения.
- Ещё одна проблема в Чите - перегруженные маршрутки...
- Законом запрещено нахождение в салоне автобуса лишних пассажиров. Мы с этим боремся. Но водители делают это порой не только для того, чтобы больше заработать, хотя это основная причина, но и чтобы помочь пассажирам вовремя добраться до места. Приведу пример.
В период одного из рейдов ГИБДД в течение дня несколько десятков наших водителей были оштрафованы за лишних пассажиров в салоне, поэтому мы заново проинструктировали весь водительский состав и стали контролировать исполнение правил перевозки ежедневно, особенно в часы пик. Но на самом деле это вылилось в огромное недовольство со стороны горожан, которые стоя в мороз на остановках, смотрели на проезжающие автобусы Форд, Фиат, где пассажиры располагались только по посадочным местам. Но закон есть закон, и мы обязаны его соблюдать. В том числе и по причине «перегруза» сегодня на предприятии идёт замена парка автобусов на более вместительные и комфортные.
- Каким вы видите развитие вашего бизнеса в Чите?
- Первоочередное, что очень важно для каждого перевозчика, это добиться снижения аварийности и нарушений ПДД. У нас есть ошибки в работе, я этого не скрываю. В 2016 году произошло несколько ДТП по вине водителей предприятия. А водитель автобуса никогда не должен попадать в аварию - ни по своей вине, ни по вине иных участников движения. В связи с этим мы ведём жёсткий контроль водительского состава и транспортных средств в тесном взаимодействии с ГИБДД и УГАДН по Забайкальскому краю. А через сайт Госуслуг сегодня мы можем при приёме на работу и при движении по линии получать информацию о всех нарушениях ПДД водителями организации. Безопасность участников движения - это наш приоритет.
Во-вторых, что касается перспектив, то они, безусловно, связаны с обновлением автопарка и улучшением качества обслуживания пассажиров. За последний год мы приобрели порядка 55 машин типа Газель Next, Fiat.
Основная масса пошла на маршруты №3, №6, №28, №51 и №35. Скоро придёт ещё несколько машин - отправим их на Черновские. Также для жителей района школы №17 предполагается приобретение нескольких автобусов большого класса для снижения нагрузки в часы пик. В настоящее время идёт выбор моделей и характеристик транспортных средств. Я уверен, что классические Газели постепенно исчезнут. Интересно и то, что разница в стоимости машин не велика, но Газель Next везёт на 50% больше пассажиров. По моему мнению, если сегодня заменить все старые Газели, которые находятся на КСК, а они там составляют большую часть автопарка, то проблем в час пик в этом районе больше не будет.
Все проблемы, о которых вы говорите, и перевозчикам, и властям на разных уровнях известны. На самом деле работа ведётся большая, по крайней мере, я точно могу говорить об этом за себя. Не спят и законодатели, будем надеяться, что поправки в 220-й ФЗ действительно будут только помогать, а не мешать и предпринимателям, и пассажирам.
Статья опубликована в газете «Экстра» №13 от 29 марта 2017 года