В Забайкалье продукцию плохого качества можно купить и в крупных торговых сетях, и в мелких магазинчиках, и на рынке. Опасными веществами в сливочном масле и сгущённом молоке уже никого не удивишь. Фальсифицированным молоком и белком сои в колбасе – тоже. Покупатели не раз обнаруживали в читинских магазинах просроченное детское питание, йогурты, торты. На днях реализуемая в одной из торговых сетей фасоль оказалась заражённой опасным насекомым - четырёхпятнистой зерновкой. А помните историю с конфетами «Банан в шоколадной глазури», кишащими червями?
Старые люди любят сетовать, мол, тогда, «при царе-батюшке» все продукты были натуральными и качественными - «без химии». Так ли это на самом деле, узнаем, почитав газеты столетней давности.
Хлеб на стол, стол – престол
Сразу скажем начистоту: испокон веку в России подделывали любые продукты питания, добавляя в них что угодно - дорожную пыль, мышьяк, извёстку, глину и даже ртуть. Какие продукты страдали чаще всего? Хлеб, мясо, масло, жиры, мёд, кофе, молоко, мука, пиво, сахар, чай.
Какая главная еда была у простого народа? Конечно, хлеб. А потому некоторые читинские пекари старались купить муку подешевле - испорченную. Хлеб из неё получался пористым, тяжёлым, тёмным и часто загнивал. Из комков гнилого хлеба с помощью колотушки и сита получали муку.
Пересортица – в порядке вещей. Смешивание муки разного сорта вообще за подделку не считалась. Для маскировки в неё добавляли сернокислую медь, квасцы, известковую воду, а то и дорожную пыль. Для «подъёма» в опару подмешивали соду, соляную кислоту и фосфорнокислый натрий. Соли мышьяка тоже в таком хлебушке обнаруживались, как и семена ядовитых сорных трав. И о том, что пёкся и хранился такой хлеб, как и прочие мучные изделия, в полной антисанитарии, читинские газеты в начале прошлого века тоже часто писали.
Нам в редакцию доставлен кусок сахарной сушки, из середины которой вытянулась более вершка длиною бечёвка. Сушка куплена в пекарне «Бр. Саргуновых». Просят также указать на неряшливое отношение к съестным продуктам, которые в помещении, где производится торговля, сваливаются и хранятся в пыльных ящиках и на грязном полу без подстилки. «Забайкальская новь, №197, 27 января 1908 г. |
Неурожаи тогда были частым явлением, народ голодал, и наживались на общем горе, торгуя некачественным хлебом, и маститые купцы, и мелкие лавочники.
Масло коровье – кушай на здоровье
Молоко, второй по значению для русских людей продукт, подделывалось не реже муки: даже в начале прошлого века найти натуральное качественное молоко было не просто. Чаще всего молоко обезжиривали или разбавляли водой, а затем добавляли что-то, позволяющее его загустить: крахмал, рыбий клей, мел или растительное масло. Некоторые махинаторы для густоты подмешивали в молоко мыльный раствор.
А как же увеличить жирность разбавленного молока? И тут нашли выход: добавляли сырые бараньи или лошадиные мозги или эмульсию конопли и миндаля, а чтобы молоко не скисало – поташ (карбонат калия, то бишь золу) или известь. В сметану для густоты – мел. Один из читинцев как-то пожаловался в газету, что «есть лавчонки, где торгуют сметаной, которая с осени хранится в жестяных банках, почему получается окись, которая вызывает болезнь, похожую на отравление». Бедного горожанина, у которого от такой сметанки «началась боль в животе и судороги», спасло вовремя выпитое «рвотное».
Для проверки молочных продуктов даже создавались специальные лаборатории, но справлялись ли они с контрафактом?
Молочная лаборатория жены ветеринар. врача Лебедевой выпускает: Лактобациллин (простоквашу по проф. Мечникову), кефир слаб. сред. крепк. железистый, детское молоко, сливки по заказу. Продукты можно получить и у Зарембо. Для анализов принимаются исключительно молочные продукты. Енисейская ул., между Сретенской и Якутской, д. Перегудова. «Забайкальская новь», №1767, 28 августа 1913 г. |
В подделке масла «производители» достигали особенного мастерства. Самым «безобидным» способом его фальсификации было подкрашивание растительными красителями для придания аппетитной желтизны. Морковным соком, например, или луковой шелухой. Ну а подмешивали в масло говяжий жир, маргарин, коковар (кокосовое масло).
«Коровье масло почти совсем вывелось из употребления. Производство масла по существующим ценам невыгодно, продаётся почти всегда масло маргариновое, изготовленное из костей и сала животных. При надлежащем санитарном надзоре оно достаточно вкусно и безвредно. Но встречаются маргариновые заводчики, для производства масла употребляющие кости и сало палых животных – лошадей, собак. Такое масло вредно для здоровья», - предупреждали сибирские газеты.
А потому, прежде чем покупать масло, хозяйки брали маленький кусочек, клали на тёплую картофелину, рассматривали, нюхали, пробовали. Если торговец позволял, конечно. Не всякая хозяйка могла купить масло заграничное - прованское (оливковое), завезённое из Греции, например. Дорого. Но и этот продукт подвергался фальсификации: умельцы легко смешивали подсолнечное, кунжутное, льняное и оливковое масла.
Газеты тем временем предупреждали, что в городе «пироги пекут вместо масла на вазелине – вазелин хотя и не усваивается желудком, но дешёв и не портится».
Пей чай, не вдавайся в печаль
Чем ещё могли отравиться читинские потребители? Торгаши в прокисшее пиво бросали известь, чтобы имитировать вкус и вид. А хмель в нём заменяли бычьей желчью, алоэ, листьями орехового дерева, полынью, стрихнином и беленой. Бывали случаи обнаружения в пиве мочи!
Читинцы могли легко купить «спитой» чай – тот, что уже заваривался, а после высушивался и подкрашивался сахарным колером, берлинской лазурью, индиго, куркумой, солями меди и железа или краской «катеху», изготавливаемой из веток и стручков акации. Для «вкуса» в такой чай подмешивали траву иван-чая, листья розы, земляники и тополя.
Для подделки кофе покупали в Германии специальные машинки, которые изготавливали «кофейные зёрна» из глины. Мало того, особо «продвинутые» производители нанимали бедноту, которая при полной антисанитарии лепила зёрна «кофе» вручную из поджаренного в патоке пшеничного, ячменного, бобового или кукурузного теста. Молотый же кофе фальсифицировался добавлением цикория, ячменя, дубовых желудей, свекловицы, дубовой коры, древесных опилок и даже жареной лошадиной печени.
Из газет читатели узнавали, что «красное вино составляется из спирта, краски и танина. Ямайский ром – из спирта, муравьиной кислоты и эфира. Так называемый «пчелиный мёд» фабрикуется из крахмального сиропа. Пряники – из испорченной муки с добавлением хлористого олова. Ваниль – из бензойной кислоты, перуанского бальзама с добавлением испорченной ванили. Сосиски – из теста, окрашенного анилиновой краской с добавлением 25 процентов мяса. В вареньях фрукты заменяют овощами, а фруктовое желе делается из желатина».
В то время уксус был очень популярной приправой, так его «бодяжили» при помощи соляной кислоты! В красный молотый перец подмешивали измельчённый красный кирпич. А старые грецкие орехи перед продажей парили в горячей воде с солью.
Санитарный осмотр 19 августа санитарный врач производил осмотр рыбных рядов на Старом базаре. У перекупщиков найдено и уничтожено до 10 пудов «свежей» рыбы». «Забайкальская новь» №1202, 21 августа 1911 г. |
Казалось бы, как можно «подделать» икру? Но торгаши-прохвосты вымачивали её в пиве – так деликатес увеличивался в весе и объёме. А сахар? Лавочники поняли, что покупателям пришёлся по вкусу кусковой сахар бело-голубоватого цвета и стали пропитывать сахарные головы слабым раствором синьки или анилиновой краски.
Детская радость конфеты – это особая история. Их красили дешёвыми искусственными красителями: зелёные - ярью-медянкой, красные – киноварью и суриком, содержащей ртуть, белые - свинцовыми и цинковыми белилами, синие – минеральной лазурью.
Погибал народ от такой еды, конечно, массово.
Поветрие В городе распространились желудочно-кишечные заболевания. Есть смертельные случаи. «Забайкальская новь», №2002, 5 июля 1914 г. |
Санитарный надзор в Чите тогда, безусловно, был. Но хватало ли его на всех жуликов? Вряд ли. Вот и сейчас – «надзирателей» много, но торгуют себе фальсификаторы без зазрения совести. Наверное, известная поговорка «не обманешь, не продашь» у них в крови. В генной памяти.
Статья опубликована в газете «Экстра» №25 от 21 июня 2017 года