На прошлой неделе Забайкальское управление Федеральной антимонопольной службы провело публичные слушания, посвящённые итогам работы ведомства в сфере антимонопольного контроля. Одним из ключевых вопросов, который обсуждался в рамках данного мероприятия, стала тарифная политика ресурсоснабжающих организаций в части необоснованного повышения цен на тепло и электроэнергию. Как с этими перегибами в последнее время боролось региональное УФАС, выяснила «Экстра».
Ограниченные полномочия
Напомним, что апогеем в сфере тарифообразования стал резкий скачок в Забайкалье тарифов на теплоснабжение в 2016 году. С 1 июля прошлого года для юридических лиц и бюджетных организаций он вырос сразу же на 35 %, однако ощутимым этот рост стал с началом отопительного сезона (на деле цифры в платёжках выросли на 300-800%). Объяснялся столь обременительный для населения процесс необходимостью возмещения краевым правительством выпадающих доходов монополисту – ПАО ТГК-14. В свою очередь общественность эти доводы не восприняла и в жёсткой форме потребовала пересмотреть решение. К протестам присоединились политики, общественные деятели, бизнесмены, и в итоге властям пришлось идти на попятную. В декабре Региональная служба по тарифам (РСТ) Забайкальского края приняла решение об изменении тарифов ТГК-14. В связи с этим ранее утверждённый рост тарифа на 35% снизили до 7,1%. В июле же текущего года ожидается повышение цен на тепло еще на 6% для юрлиц, предпринимателей и бюджетных организаций.
Очередная волна возмущений со стороны общественности и представителей бизнес-сегмента прокатилась по Забайкалью буквально на днях, когда в СМИ появилась информация о том, что исполняющий обязанности главы соседней Республики Бурятия Алексей Цыденов добился от федерального центра послаблений, касающихся тарифной нагрузки за отдельно взятый вид коммунальных услуг. Так, после длительных переговоров в Москве с представителями ПАО «Россети» и ФАС была достигнута договорённость по снижению энерготарифов для жителей республики. И это при том, что правительство страны планировало увеличить там электротариф по причине инфляции, как и в других российских регионах. У нас же в крае подобного, судя по всему, не предвидится ещё долго: в июле и без того немалые цены на электричество вырастут вновь.
Отметим, что руководитель регионального УФАС Евгений Минашкин в рамках минувших публичных слушаний сложившуюся ситуацию в Бурятии разъяснил достаточно тривиально.
– Снижение тарифов на электроэнергию на территории соседней республики не есть заслуга тамошнего УФАС. Решение принималось на уровне федерации. Более того, все эти послабления для Бурятии стали плодом ряда социально-экономических условий, в которых пребывает этот регион в отличие от Забайкалья. То же касается и Иркутской области. Там, напомню, они добились послаблений в тарифной политике ещё на стыке советской и постсоветской эпох. У нас же дела обстоят гораздо хуже. Однако наше надзорное ведомство не может повлиять на это в том объёме, в котором бы хотелось. Это находится за рамками наших полномочий. Мы можем только транслировать информацию о завышении тарифов в УФАС России, а они уже вольны принимать решения об отмене тех или иных постановлений, - поделился Минашкин с собравшимися, добавив, что так, например, произошло в Ясногорске (после снижения до 7,1 % тарифов на тепло в крае там ситуация долгое время не менялась – авт.). Благодаря помощи надзорного ведомства предприниматели в том районе добились отмены тарифной нагрузки. Верховный суд РФ 30 марта отменил норматив на отопление в жилых помещениях, признав приказ РСТ края незаконным. Кстати, еще один подобный случай разбирают сейчас по Забайкальску, – поделился Минашкин.
1,5 млн рублей штрафных санкций наложено на нарушителей антимонопольного законодательства в 2016-м. Штраф до 30 тысяч рублей грозит чиновникам перед дисквалификацией. |
В тандеме с РСТ?
На деле выходит, что роль регионального УФАС в этих вопросах минимальна. Ведомство ограничено в своих полномочиях в силу действующей нормативной базы. Парадокс, но служба, прямой задачей которой является борьба с монополистами, не может оказать на них должного давления, в частности, в плане тарифного урегулирования. По утверждениям Минашкина, этими полномочиями сейчас владеет только Региональная служба по тарифам и центральный орган ФАС.
– Дело заключается в крутизне федерального законодательства, состоящего из множества «лоскутов». И некоторые из этих «лоскутов» с трудом поддаются объяснению и последующему их применению на практике. Мало того, в России на сегодняшний момент полностью отсутствует политика тарифного регулирования. Из-за этого тарифы в разных регионах разнятся не просто в два-пять раз, а в десятки раз.
Это, естественно, неправильно с точки зрения нашего единого экономического пространства. Когда будет закон и будет алгоритм, я полагаю, что этот разброс тарифов будет наконец-то приходить к какому-то единому знаменателю. Я не говорю, что будет единый тариф, но таких разрывов, которые до 50 раз доходили, я полагаю, этого больше не будет, – констатировал Минашкин.
При всём этом руководитель забайкальского УФАС заверил, что подведомственная ему структура в дальнейшем будет оказывать общественности помощь по мере возможностей в борьбе против повышения монополистами тарифов на теплоснабжение и электроэнергию. Однако, по его же утверждениям, региональное УФАС не будет возглавлять эту борьбу – надзорный орган займёт позицию соучастника.
– К сожалению, сейчас территориальный орган УФАС участвует в заседаниях РСТ лишь с правом совещательного голоса, но без возможности голосования по установлению тарифов. В остальном же, повторюсь, мы только транслируем информацию. Так было, когда ситуация с тарифами на тепло в крае дошла до критической отметки. Мы были в эпицентре тех событий, принимали жалобы населения, перенаправляли их в Москву, в общем, оказывали посильную поддержку. Более того я уверен, что в будущем на этом поприще будут прослеживаться положительные тенденции. Критическая масса – она уже двигается благодаря инициативной общественности. Также я не исключаю, что года через два территориальный орган УФАС будет участвовать вместе с РСТ в регулировании тарифов. Возможно, будет какая-то объединённая структура. Я условно размышляю, не говорю, что таким путём пойдёт, но это может быть как один из вариантов. Ну а сейчас нам остается работать в переходный период, - подытожил Минашкин.
Кстати
При наличии всей этой неразберихи в рамках постоянно обновляющейся нормативной базы ведомства иногда прослеживаются и по-настоящему положительные моменты. Последним из таких было наделение территориального органа ФАС полномочиями, дающими право сотрудникам ведомства дисквалифицировать чиновников за нарушение антимонопольного законодательства. Подобное в теории должно пойти на пользу, в том числе и в вопросах установки необоснованного роста тарифов на коммунальные услуги. Пока же в практике Забайкальского УФАС ещё не было ни одного прецедента, подпадающего под данную категорию. Отметим, что в недавнем прошлом близок к этому был экс-министр здравоохранения региона Михаил Лазуткин. Его оштрафовали на 30 тысяч рублей за попытку устранения конкурентной борьбы в сфере госзакупок для медицинских учреждений края. Следующий штраф мог привести чиновника к дисквалификации.
Статья опубликована в газете «Экстра» №27 от 5 июля 2017