Семилетнему мальчику, пострадавшему от взрыва, проведена операция

12:27, 22 апреля 2008

Подводить итоги Забайкальского кинофестиваля и просто, и сложно. В таком небольшом городе, как наш, это история не только про кино, но и про горожан, которые его смотрят.

Очевидно было, что приз зрительских симпатий получит «Вся наша надежда»: после показа люди толпились возле режиссера Карена Геворкяна, просили автографы на билетах, спрашивали, когда же будет следующая часть, и очень сердились, что в «Бригантине» почему-то не было возможности проголосовать. Кстати, очень серьезный прокол в организации: волонтеры работали только в «Удокане», и с этим не может сравниться даже кошмарно настроенный звук на церемониях. Тем не менее, самый неровный фильм конкурсной программы получил заслуженное признание зрителей. Уж очень близка тематика: медленное умирание шахтерского городка, пьянство, засилье «москвичей» – и очень хорош главный герой, в которого хочется верить.

Точно так же было очевидно, что «Турецкое седло», самый сильный фильм программы, получит признание жюри, а отдавать дань мастерству Кустурицы придется как-то отдельно. Слишком уж несопоставимые величины, да и кино несопоставимое ни по эффектности, ни по актуальности. Наверняка не все зрители остались этим решением довольны: между сеансами я часто слышала, что «По млечному пути» чуть ли не единственный достойный фильм программы. А после показа в «Удокане» Юсупа Разыкова в крайне категоричной форме спрашивали, зачем он вообще снимал «всю эту гадость». Правда, тут быстро вмешались люди, у которых сложилось другое впечатление. И это тоже – про город, который хоть и стоит вдалеке от многих культурных благ цивилизации, живо интересуется новым и хотел бы об этом поговорить. А когда представляется возможность – идет смотреть того же Кустурицу на широком экране вместо интернета.

Абсолютный рекорд посещаемости в 20 тысяч человек, из которых минимум половина молодежи, не нуждается в комментариях. Залы были забиты битком не только на «Салюте-7» или соколовской «Памяти осени». На программе «Новый взгляд» - о юношестве и для юношества – яблоку было негде упасть. И признанная всем миром «Жизнь Кабачка», и никому до сих пор не известный новосибирский фильм «Озеро героев» на равных пришли к читинскому зрителю: и то, и другое до фестиваля у нас попросту негде было посмотреть. С успехом прошла «Ночь короткого метра», в очередной раз показав, что молодым людям в Чите нужна именно такая движуха: посидеть вечером под пледами посреди почти пустого пространства, наедине с экраном и темным небом. Все другое тоже нужно – но и это обязательно. Такие вещи, как и весь кинофестиваль, дают ощущение, трудно поддающееся определению – романтики бытия. И той же цели служил показ забайкальского кино: удивительно, но оно есть, оно очень разное, и оно наконец-то дошло до зрителей. Благодарных – судя по аплодисментам.

Принимая приз зрительских симпатий, Карен Геворкян сказал очевидную вещь: «Современное кино в России снимается для продюсеров, а не для людей. Говорят – на этом не заработаешь, и все!» На Забайкальском кинофестивале тоже не заработаешь. Под него не строят дорог и хорошо, если метут улицы. Он не решает проблем с лекарствами и не возвращает к жизни руины посреди степей. Но на короткое время он дает читинцам почувствовать, что они живут в большом интересном мире. Позволяет вспомнить о том, что жизнь, даже тяжелая, может приносить радость. Вырывает из потока будней, кормит душу, удивляет, встряхивает. Забайкальский кинофестиваль – не совсем про кино. Потому и хочется, чтобы весной 2018 года все получилось.

Фоторепортаж с церемонии закрытия кинофестиваля

Все новости по теме «Кинофестиваль»

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"