Люди, попавшие за колючую проволоку, часто обращаются к религии. Причины для этого у каждого свои – кто-то действительно раскаивается в содеянном, кто-то таким образом находит «лазейку» в рутине колонии, а кто-то, к сожалению, имеет и корыстный умысел. Когда в обществе заходит разговор об этой стороне жизни зэков, мало кто верит в то, что люди, совершившие преступление, могут действительно «воцерковиться». И нельзя сказать, что такое отношение общества безосновательно. Тем не менее, представители различных конфессий проводят работу с осуждёнными, стараясь наставить их на путь истинный. Этот материал первый из трёх, который расскажет о работе таких людей, и посвящён он исламу. На вопросы «Экстры» отвечает заместитель муфтия Забайкальского края Абдульваси хазрат Арынов.
Шаг навстречу
– Абдульваси, о работе в исправительных учреждениях представителей русской православной церкви известно многое. На территории практически каждой колонии есть своя часовня. Но Россия – страна многоконфессиональная. Как происходит работа с теми, кто исповедует ислам?
– Если честно, то плотной работой с осуждёнными мы занимаемся относительно недавно. Лично я работаю в колониях с 2015 года. До меня этим занимался Алмаз Салахов, который сейчас является муфтием Забайкальского края. И с каждым годом мы стараемся встречаться с осуждёнными всё чаще. Сейчас нам пишут письма заключённые, их родственники, передают какие-то просьбы, обращаются и сотрудники колоний для разрешения некоторых вопросов. Ведь люди, находящиеся в тюрьме, нуждаются в духовном наставлении больше, чем те, кто пребывает на свободе. И многие осознают свои ошибки. Я своим собеседникам всегда говорю о том, что нужно выйти оттуда с чистой совестью, чтобы ещё раз не оступиться. Ведь у всех есть семья, дети, родители, и мы, как верующие люди, каждую пятницу молимся за них. И многие проникаются этими словами. Когда только начинали активно работать, многие относились с недоверием, мол, приехали вы и больше мы вас не увидим. Раньше-то приезжали совсем редко. А потом, чем чаще бываешь, тем сильнее люди проникаются и к тебе, и к тому, что ты говоришь. Потому что они видят внимание, понимают, что это работа не для галочки.
– О чём чаще всего просят вас осуждённые?
– Чаще всего просят книги. Сейчас мы активно работаем над тем, чтобы в каждой колонии была библиотека. Чтобы люди могли прийти и именно там получить духовные знания. Потому что если человеку приходят книги от родственников в посылке, то воспользоваться ими может только он сам. А тут будет свободный доступ для всех. К тому же сейчас есть много книг об исламе, которые попали в список запрещённой литературы. И чтобы такие произведения не попадали в колонию, и создаётся библиотека, где вся литература будет проверена нами. Как пример. Буквально недавно к нам обращались сотрудники одного исправительного учреждения по поводу найденного у одного осуждённого Корана, который был исключительно на арабском языке. А это запрещено, согласно внутреннему распорядку. Потому что сотрудники колонии не понимают, что там написано, а учитывая ситуацию в мире, на самом деле может быть напечатано всякое. Мы дали свою оценку – ничего запретного нет, это Коран. Это одна из причин, по которой мы создаём библиотеку - если написанное понимает сотрудник, то вопросов не возникает. Есть тут и ещё один момент – многие принимают ислам уже в колонии. А откуда он получат знание, если не из книги? От такого же заключённого. Но ведь не факт, что человек верно толкует Коран. Отсюда и многие проблемы, которые наворачиваются как снежный ком.
– А как обстоят дела с соблюдением обрядов и обычаев в колониях? Ведь для многих из них нужны особые условия, которые за колючей проволокой создать просто невозможно.
– Действительно, сложности возникают, без этого никуда. Очень много вопросов задают по молитвенным коврикам. Было много возмущения со стороны осуждённых, говорят, что администрация запрещает их носить. Мы разъясняем, что не обязательно, чтобы коврик был – можно использовать одеяло, простынь. Главное, чтобы то место, где человек совершает намаз, было чистым. В забайкальских колониях нет отдельных молитвенных комнат, но всё необходимое можно совершать и в камере. Главное, как я уже говорил, чтобы место было чистым. Что касается ношения бороды – в исламе это не обязательно, хотя очень и очень желательно. Но есть внутренний распорядок, который тоже нужно соблюдать.
Пожалуй, самый болезненный вопрос для мусульман, находящихся в заключении, это вопрос гастрономический. Нам категорически нельзя есть свинину, её можно употреблять только при одном условии – если человек находится в смертельной опасности, есть угроза жизни. Но тут ведь закрытое учреждение, никто отдельных блюд не предлагает – что приготовили на всех, то и подают на стол. И многие просто отказываются есть. Потом, конечно, нам жалуются, говорят, что тяжело. Оно и понятно – человеку для жизни необходимы разные питательные вещества, а тут осуждённый не получает их, потому что отказывается от мяса. Для нас эта проблема достаточно серьёзная, и в дальнейшем надеемся, что всё-таки будет отдельное питание для таких заключённых.
Конечно, люди хотят всего и сразу. Но тут приходится объяснять, что есть моменты, которые быстро решить просто не получится. И то, что мы приходим, то что нас приглашают, уже важно. Во время праздника Курбан-байрам в 2016 году руководство седьмой и восьмой колоний пошло нам на встречу и разрешило угостить заключённых блюдами, положенными в этот праздник. И получается, что мы пошли навстречу осуждённым, а они потом делают шаг навстречу нам.
Разговор на одном языке
– К сожалению, нельзя обойти вниманием вопрос о терроризме. Ведь многие между понятиями ислам и терроризм ошибочно ставят знак равенства. Случалось ли вам сталкиваться с осуждёнными по этой статье, и как строится с ними работа?
– С такими людьми сталкиваться приходилось, и сразу скажу, что это не просто. Ведь человек, имея ошибочное представление, передаёт его и дальше в искажённом виде. Приходится разъяснять, как правильно толковать. И многие удивляются: «А нам по-другому говорили». Но тут очень важна частота посещений – чем чаще люди тебя видят, общаются с тобой, тем больше проникаются и доверяют, и тем выше шанс донести до человека верные постулаты. Но при этом не нужно просто говорить, что вот, мол, человек неправильно верит, нужно просто объяснить Коран, приведя нужную суру или аят, и он поймёт, что заблуждался. Есть разные учения, но мы все опираемся на Коран. В частности в Коране говорится, что если один человек убил невинного человека, это по греховности равносильно тому, что ты убил всё человечество. Никто не может отрицать этот аят. При этом нет оговорки, атеист, буддист или христианин. Этот высказывание справедливо для всех людей. А искажённой религией люди сейчас просто прикрывают свои цели, которые с ней не имеют ничего общего. Но в случае с терроризмом работает целая система вербовки, и если человек приобщился к этому, наставить его на правильный путь очень тяжело.
– После того, как человек отбыл своё наказание, продолжает ли он общаться с вами, как с наставником. И помогаете ли вы как-то в дальнейшей его социализации?
– Не так давно был случай – заключённый себе рот зашивал. Я приходил к нему, разговаривал. Пытался донести, что нельзя режим нарушать. Ему тогда до окончания срока оставалось несколько месяцев, и я сказал, чтобы после освобождения он приходил к нам в мечеть. Теперь мы с ним встречаемся каждую пятницу. И всё у человека хорошо – жена, ребёнок, работа, никакого рецидива. Потому что если человек действительно верит, то его от греха будет останавливать не уголовный кодекс, а его искренние убеждения, что так поступать нельзя, потому что Коран запрещает. И в этом тоже состоит значительная часть нашей работы. Этот человек, кстати, ислам принял уже в тюрьме.
Бывают ситуации, когда человеку, после освобождения, тяжело трудоустроиться. Среди тех, кто посещает мечеть, есть разные люди, в том числе и бизнесмены. Мы обращаемся к ним, просим посодействовать в трудоустройстве. А когда у человека появляется почва под ногами, вероятность того, что он пойдёт на преступление, естественно, гораздо ниже. При этом те, кто берут на работу бывших заключённых, не боятся, что человек у них, скажем, что-то украдёт или причинит какое-то другое зло. Потому что пришедшие к религии сами начинают по-другому воспринимать мир.
Статья опубликована на сайте газеты "Экстра"