Стройка века. Амазарский целлюлозно-бумажный комбинат, строительство которого началось в 2004 году, переживший несколько официальных открытий, но так и не давший и кубометра продукции, снова столкнулся с проблемами. На этот раз экономического характера. На прошлой неделе Шэньчженьская фондовая биржа и Концерн ZJR отказались выставлять на торги акции предприятия, признав производство опасным. Об истории проекта и его дальнейшей судьбе читайте далее.
Вначале было обещание
На заре 2000-х в приграничных регионах стало модным развивать международные российско-китайские проекты. Забайкальские власти в этом направлении превзошли всех своих соседей, открывая предприятия по линии приграничного сотрудничества одно за другим. Притом выгода в некоторых из них для российской стороны была далеко не очевидна. Одним из самых крупных и сомнительных в истории приграничного сотрудничества как раз и стал проект по строительству Амазарского целлюлозно-бумажного комбината китайской фирмой ОАО «Синбан», что больше известна, как «Полярная». Детальные обсуждения строительства комбината начались с 2003 года. Под его строительство выбрали территорию общей площадью 735 гектаров неподалеку от посёлка Амазар. Строить будущий промгигант планировалось на землях трех хозяев: 580 га – на землях Амазарского лесничества Могочинского лесхоза, 47 га – в границах Амазарского поселкового округа. Оставшиеся 107 гектаров находились в собственности Министерства обороны.
Место строительства завода обосновывалось близостью к основным запасам лесосырьевых ресурсов и к пограничному пункту «Покровка-Логухе», контроль над которым в начале 2000-х годов получили бизнес-структуры известного олигарха Константина Нагеля. Примечательно, что координатором проекта с российской стороны выступила его же ЗАО «Забинком». Но это так, к слову.
Финансировать строительство должны были китайцы, две компании с труднозапоминаемыми для русского человека названиями – «Чжухэйчженьжунь» и Хэйлунцзянская международная бумажная корпорация «Сыда». Первичные наработки показывали, что Амазарский завод может выпускать в год до 400 тысяч тонн небелённой целлюлозы, при такой нагрузке предприятию потребовалось бы примерно 1миллион 700 тысяч кубометров леса в год. И тут появилась первая важная несостыковка – таких сырьевых ресурсов в Могочинском районе просто нет.
Плотина на реке жизни
Производство целлюлозы, вне зависимости от качества, требует много воды. Поэтому в окрестностях Амазара на одноимённой реке практически завершено строительство плотины и водохранилища. Учёное сообщество края и Дальнего Востока дало оценку воздействия на окружающую среду проекта строительства ЦБК. Последний документ, подписанный экспертами коалиции «Реки без границ», ИПРЭК СО РАН и Амурского филиала Всемирного фонда дикой природы, датируется 21 мая 2013 года. Исследователи установили, что проект «Аренда лесов вдоль границы» имеет ярко выраженный «компенсаторный» характер: в КНР на Большом Хингане в последние годы ужесточён запрет на все рубки и добычу россыпного золота в целях сохранения экосистемных функций лесов. На китайской территории, прилегающей к Покровке и междуречью Шилки и Аргуни, уже организовано два заповедника и создан национальный парк.
Китаю нужен лес, заготовку которого на своей территории он вести не хочет, и для него строительство ЦБК на российской территории способ компенсировать недостаток в древесине. Российским же лесным и водным угодьям строительство и запуск комбината нанесёт непоправимый тяжелейший экологический вред.
Река Амазар – первый крупный приток Амура после образования реки слиянием Шилки и Аргуни, играет важную роль в Амурской экосистеме. Это место максимальной концентрации лососеобразных рыб в Забайкалье, прежде всего сибирского тайменя – вида, внесенного в Международную красную книгу МСОП и Красную книгу Забайкальского края. На Амазаре и его притоках стоят пять из семи крупных населённых пунктов Могочинского района, а окрестные леса являются местом традиционного лесопользования жителей таежных посёлков и потенциальной сырьевой базой для развития лесной промышленности.
– Недостроенный Амазарский комплекс уже наносит существенный экологический ущерб. Например, это первый в России прецедент строительства иностранной фирмой промышленного гидроузла водоснабжения на крупной реке, полностью нарушающий экологические взаимосвязи в бассейне площадью более 10 тысяч квадратных километров. В недалекой перспективе это лишит население Могочинского района возможности рыбачить. Перекрывшая в конце 2017 года реку Амазар плотина, построена без экологической экспертизы и обсуждения с населением. Она нарушила пути миграции около 20 видов местных рыб и поставила под угрозу уничтожения крупнейшую на Верхнем Амуре популяцию Сибирского тайменя, внесённого в международную и краевую Красные книги. Так называемый «рыбоход» построен по устаревшей технологии в целях добиться кратного снижения платежей за ущерб водным биологическим ресурсам, его эффективность не подтверждена научным мониторингом и требует проверки независимыми специалистами, – говорит международный координатор Коалиции «Реки без границ» Евгений Симонов.
Спасти то, что осталось
На протяжении без малого 15-ти лет учёное сообщество и общественники пытаются достучаться до чиновников и донести до них одну простую истину - запуск ЦБК «Полярная» — преступление против экологии края. Это противостояние уже вышло и на международный уровень.
– Проект Амазарского целлюлозного завода имеет больше негативных последствий, чем позитивных. Закладку комбината начали одновременно на нескольких площадках в 2013 году – со строительства плотины, производственных зданий и рабочего посёлка. На сегодняшний день самая высокая степень готовности у плотины, около 90%. Для обеспечения завода сырьём были выделены колоссальные площади лесов в Могочинском районе Забайкалья. В итоге около 2 миллионов гектаров лесных угодий находятся под угрозой вырубки, а местные жители рискуют остаться и без рыбы и пушнины, которую традиционно добывали. Кроме этого, лесная аренда в пользу китайского лесопромышленного комбината затормозила взятие под охрану верховий Амура. Так, на создание Верхнеамурского заказника ушло более двух с половиной лет, и, не взирая на предложения местных жителей, в его состав не удалось включить значительные массивы лесов в междуречье Шилки и Аргуни, – говорит директор Амурского филиала WWF России Петр Осипов.
Кажется, на этот раз бизнесмены услышали экологов. Руководство биржи начало расследование, и в марте 2018 года Совет Директоров Концерна по производству швейных машин ZJR принял решение о полном прекращении всех транзакций, начатых в целях непубличного размещения пакета акций на Шэньчженьской бирже. Также были отозваны заявки о проведении размещения в Комиссию КНР по ценным бумагам, поданной ещё в 2015 году, но так и не одобренной. Размещение проводилось в целях финансирования покупки концерном ZJR компании «Хэйлунцзян Синбан» и завершения строительства Амазарского лесопромышленного комплекса в Забайкальском крае.
Вместо вывода
Амазарский целлюлозно-бумажный комбинат за годы своего существования не принёс Забайкальскому краю ни копейки выгоды. Нанесённый им экологический ущерб ещё предстоит оценить. Хотя он, уверены ученые, не сопоставим с ожидаемыми после запуска дивидендами. Ограничение финансирования со стороны китайского партнёра – это шанс для руководства региона остановиться и задуматься – если уже и Китаю не нужен этот комбинат, то зачем он Забайкалью?
Статья опубликована на сайте газеты "Экстра"