«Придет весна, и увидим кто где... плохо себя вел и выбрасывал мусор там, где не положено», - гласит народная мудрость. Впрочем, если ей следовать, выходит, что «плохо себя вел»» почти каждый житель нашего края. Особенно это касается частного сектора. То, что Чита тонет в мусоре, уже ни для кого не новость. Если раньше сообщения о несанкционированных свалках вызывали бурную реакцию со стороны общественности, то теперь все только горестно вздыхают - уже привыкли. Но от того, что на мусорную проблему стараются закрывать глаза все от мала до велика, она меньше не становится. И если так пойдет и дальше, Забайкалье просто захлебнется отходами.
Старые песни о главном
А ведь к решению мусорной проблемы в нашем крае правительство подходило не раз и не два. И мусоросортировочный завод строили, выделяя на него миллионы, и территориальную схему по обращению с отходами разрабатывали, и программу по «Охране окружающей среды» принимали. Да вот только на бумаге всё и осталось и дальше разговоров не пошло. Особенно много вопросов вызывает мусороперерабатывающий завод, на который в разные годы было выделено в общей сложности 47 миллионов рублей. В шоке от этой цифры даже некоторые депутаты.
– Колычев 4 года назад просил 15 миллионов рублей, чтобы завод заработал. Дали. Потом Пономаренко просил 32 миллиона рублей. Давали «зуб на мясо», что всё заработает. Опять дали денег и сейчас опять какие я-то долги, и другие люди вынуждены их выплачивать. Куда мы давали деньги? – возмутился депутат Константин Уланов на прошедшем заседании комитета градостроительства, ЖКХ, транспорта и связи гордумы.
Вопрос действительно интересный, но на него ответ должна дать уже скорее прокуратура и другие правоохранительные органы. Как бы там ни было разбираться как с неработающим заводом, так и с мусором в крае в целом, предстоит компании «Олерон+» –московской фирме, которая выиграла торги на место регионального оператора по обращению с твёрдыми бытовыми отходами.
В прошлых номерах нашей газеты мы подробно разбирали путь московской компании до далёкого Забайкалья и её борьбы с «Забайкалспецтранс», прошлого регионального оператора по работе с ТБО, за место под солнцем. Поэтому повторяться не имеет никакого смысла. Зато стоит рассмотреть новые вопросы, связанные с переработкой мусора, выросшие из ранее нерешённых.
Прощайте, «управляшки»?
Несмотря на то, что контракт на работы уже заключён с фирмой «Олерон+», начинать оную компания не торопится. Дело в том, что в настоящее время до сих пор не разработаны тарифы, согласно которым москвичи будут работать. Сделать это правительство должно до 1 июля текущего года, а приступить к непосредственному выполнению своих обязанностей «Олерон+» обещает к началу сентября. При этом не совсем понятно, кто будет заниматься утилизацией ТБО эти два месяца. По идее региональный оператор сам лично мусор убирать не должен, по крайней мере не весь. По имеющемуся регламенту он может заниматься вывозом только 50% отходов (ну или передать кому-то это право), а на вторых 50% проводится конкурс и заключаются договоры с фирмами, которые и займутся ликвидацией свалок. Но на данный момент такие соглашения ещё повсеместно не подписаны. Успеет ли региональный оператор сделать это в ближайшее время, пока не понятно. Непонятна также, и вызывает много вопросов ситуация с управляющими компаниями, которым раньше люди платили за вывоз мусора. По идее теперь строчка об оказании этих услуг должна исчезнуть из «платёжек», предоставляемых УК. А договор будет заключаться региональным оператором напрямую с собственниками ТКО – то есть с обычными гражданами. Будет ли это сделано через какие-то фирмы или же москвичи устроят поквартирный обход (во что слабо верится) тоже не ясно. Несмотря на то, что во время заседания комитета градостроительства, ЖКХ, транспорта, связи гордумы, которое состоялось 17 мая текущего года, этот вопрос поднимался не один раз, внятного ответа так и не прозвучало. Не получится ли так, что разорвав одни связи, мы не успеем наладить других, и пока будет решаться проблема с подрядчиком, край просто не утонет в мусоре? Такое положение дел просто развязывает руки любителям «посвинячить» – неконтролируемые свалки и так растут как на дрожжах, а тут ещё и санкционированные рискуют перерасти в неконтролируемые мусорные кучи. Причём интересен здесь следующий момент – регионоператор не убирает улицы и дворы, а вывозит мусор только с контейнерных площадок и занимается несанкционированными свалками. Но если свалка несанкционирована, то в дальнейшем определяется, кому она принадлежит, и деньги взыскиваются уже с него. Зачастую такие земли находятся в ведении города. Этот момент также вызвал волнение среди депутатов.
– Завтра вы столько несанкционированных свалок вывезете, что когда предъявите счёт, администрация города должна будет «без боя сдаться». Это можно любого «в угол загнать» и по закону не оспоришь, – сказал депутат Александр Прокопенюк.
В итоге мы можем придти к патовой ситуации – в казне денег нет, а платить оператору придётся. При этом, ей Богу, не чиновники же с администрации ходят и гадят по полям и лугам, а сами забайкальцы. Но если реалии таковы, что вертись не вертись, а денег всё равно сдерут, придётся сократить какой-нибудь другой пункт расходов. И что-то подсказывает мне, что речь идёт не о депутатских зарплатах. К тому же уборка несанкционированного мусора – это один из пунктов на основании, которого будут сформированы тарифы для населения. А конечная сумма в платёжке может многих обескуражить.
Завод стоит и нет полигона
При этом мы все прекрасно понимаем, что любая фирма, взявшаяся за переработку мусора, в итоге рассчитывает кроме затрат получить ещё и прибыль. В этом ничего зазорного нет – лишь бы выполняли работу. Однако в Забайкалье с получением оной могут возникнуть проблемы.
Так регоператор планирует помимо всего прочего реанимировать мусоросортировочный завод и заняться обустройством полигона по захоронению ТКО.
– У нас бы уже сейчас существовал нормальный цивилизованный полигон, но все знают эту историю по посёлку Атамановка, когда у нас непонятно, почему люди вышли. Поэтому, естественно, никакого полигона нет. Участок, который рассматривается сейчас под полигон, только поставлен на кадастровый учёт и срок его перевода до начала работы – минимум 2 года, – пояснил представитель компании «Олерон+»Александр Благодатский.
Также он сообщил, что в настоящее время организация занимается «наведением порядка» в единственном доступном для складирования ТКО месте – на полигоне в читинском посёлке Ивановка. Но и тут не всё ладно – проект, согласно которому на полигоне проводятся мероприятия устарел, и необходимо снова проходить все экспертизы. К тому же москвичи настаивают на том, что для эффективной работы и внедрения природоохранных технологий, им необходимо получить данный участок в долгосрочную аренду. А это тоже не день и не два. Олероновцы не против и реанимировать мусороперабатывающий завод. В настоящий момент ведутся переговоры с администрацией города о том, чтобы компания зашла на предприятие на условиях концессии или аренды. Фирма готова также переоформить на себя обязательства по лизингу оборудования, за которое сейчас выкуплено всего на 40%.
– Запустить мусоросортировку - одна из первостепенных задач. Она в 7 раз уменьшает количество вывозимого мусора, – отметил Благодатский.
По итогам встречи, на которой депутаты наконец-то познакомились с региональным оператором, напрашивается закономерный, но печальный вывод из разряда «опять зима пришла внезапно». Проблемы, которые обсуждались, стары как мир и копились не один год. Теперь решить всё за пару месяцев вряд ли получится. Это под силу, пожалуй, только чародею, но, как заявил представитель «Олерон+», волшебной палочки у них нет. А жаль. Но решать проблему придётся, иначе то мусорное безобразие, которое мы видим сейчас, станет только цветочками по сравнению со здоровенными, дурнопахнущими ягодками. Которые не порадуют никого, в том числе и суммой в «расчётках».
Статья опубликована на сайте газеты "Экстра" 28.05.2018