Забайкальская пресса увлеченно обсуждает план социально-экономического развития Забайкальского края до 2025 года, которого… в природе не существует. Ну, восторгам по поводу этого «плана» - несть числа. А между тем, 3 мая председатель правительства РФ Дмитрий Медведев своим распоряжением утвердил лишь мероприятия развития края, подлежащие реализации в 2018-2025 годах в приоритетном порядке. От плана перечень отличается так же, как поросенок Хрюша из детской телепередачи от настоящей свиньи.
На пути к Нью-Васюкам…
Когда в октябре 2016 года Владимир Путин давал поручение бывшему министру экономического развития страны Алексею Улюкаеву (ныне простому российскому заключённому) создать межведомственную рабочую группу по разработке и реализации комплексного плана социально-экономического развития Забайкальского края, он, очевидно, был очарован теми перспективами, которые руководители нашего края нарисовали в своём Обосновании. Не будем описывать все прелести, описанные в этом документе – они достойны митингового спича великого комбинатора Остапа Бендера по поводу создания в захолустном городке знаменитых Нью–Васюков.
В ожидаемом результате реализации комплексного плана создатели Обоснования заложили переход (до 2025 года) к ускоренному социально-экономическому развитию региона, создание 10,3 тысяч новых высокопроизводительных рабочих мест. В сфере сельского хозяйства они пророчили увеличение посевных площадей в 2,5 раза – до 1 миллиона гектаров, рост объёма продукции в 2 раза (на 20 миллиардов рублей). Увеличение объёма экспорта заложили в 2,5 раза до 1 миллиарда долларов, а налоговые поступления в бюджеты всех уровней должны, по их оценкам, возрасти на 20 миллиардов рублей в год. Полчища туристов ринутся в наш край со всего света, и этот нескончаемый поток достигнет 350 тысяч человек в год. И, наконец, привлечение инвестиций создатели Обоснования предрекли в объёме 270 миллиардов рублей! Для этого, по оценкам нашего регионального министерства экономического развития, надо потратить 107 миллиардов рублей на реализацию 139 мероприятий плана.
Ну, чем не Нью-Васюки? Не хватает лишь Ильфа и Петрова.
Денег нет, но вы… найдите
Утверждённые же премьером мероприятия помещены в более скромные финансовые рамки. На их выполнение потребуется 42 миллиарда 700 миллионов рублей. Из них федеральный бюджет должен выделить 14 миллиардов 700 миллионов, наш краевой бюджет – 573 миллиона 200 тысяч рублей, а внебюджетные средства должны составить 27 миллиардов 500 миллионов рублей. Что это за внебюджетные средства, которые в общей сумме составляют почти 65%? Где их взять, за счёт чего привлечь в наш депрессивный край? Если бы речь шла о комплексном плане, всё это должно быть расписано до последнего рубля. И объекты, на которые должны пойти эти деньги – тоже должны быть расписаны, в том числе и по срокам реализации.
Но ничего этого в перечне мероприятий нет. В распоряжении главы правительства РФ говорится о необходимости предусмотреть на очередной финансовый год и плановый период бюджетные ассигнования на выполнение мероприятий. Уточняется, что это будет делаться при условии своевременного предоставления правительством Забайкальского края необходимой документации и обосновывающих материалов. Собственно говоря, вернулись к ситуации почти двухгодичной давности, когда региональное правительство предоставило федеральным ведомствам кучу обоснований, о которых сказано выше, они обсуждались в комиссии, созданной по поручению президента, но федеральный Минфин всякий раз заявлял об отсутствии денег.
В общем, на сей раз Дмитрий Медведев в духе свойственной ему манеры посоветовал руководителям Забайкальского края: денег нет, но вы там держитесь, найдите 27 миллиардов 500 миллионов рублей инвестиций (обещали-то в Обосновании вон какую сумму – 270 миллиардов рублей!). Ну, и на региональные бюджетные средства не поскупитесь в объёме около 600 миллионов рублей. При всей вашей закредитованности и дефиците бюджета.
Соглашение о намерениях
В целом перечень мероприятий не содержит ничего нового. В документе мы в изобилии встречаем пункты: «подготовить проект российско-китайского соглашения…», «по согласованию с китайской стороной…», «создать российско-китайскую зону торгово-экономического сотрудничества» и прочее. Со времени перестройки, начиная с 1990 года, таких пунктов в наших региональных, да и некоторых федеральных программах было принято несметное количество, но практически почти ничего не сделано.
В частности, снова вспомнили о российской части приграничного торгового комплекса «Забайкальск-Маньчжурия», который был задуман ещё в начале 90-х годов прошлого столетия, но так и остался на бумаге. Сейчас же реализовать его собираются за внебюджетные деньги, понятно, что за китайские. И опять общие слова о создании условий для двустороннего сотрудничества, реализации совместных проектов и т.д. Идеи словно вытащены из нафталина, которым уже без малого 30 лет.
Вообще в перечне мероприятий множество пунктов, которые предстоит ещё согласовать с китайской стороной. Но не ясно, как ко всем предложениям отнесутся китайцы. Это касается и строительства ж.д. ветки от границы до аэропорта «Сицзяо», и реконструкции автомобильного пункта пропуска Олочи за счёт китайских денег, и многое другое.
Что до инвестиций, то это тоже мало похоже на план, а больше на намерения. В перечне говорится о необходимости утвердить комплекс мер, направленных на развитие и стимулирование инвестиционной деятельности в районе ТОР «Краснокаменск» на семь лет вперёд. Предстоит также ещё разработать механизм субсидирования процентной ставки по инвестиционному кредиту на реализацию проекта по освоению Аргунского и Жерлового месторождений урана. Надо ещё утвердить комплекс мер, направленных на стимулирование строительства объектов агропромышленного комплекса в крае. Вот в таком ключе составлено большинство мероприятий первой части перечня.
Во второй его части - создания новых и развития существующих объектов в Забайкалье, – удивляет их мелкотравчатость. Неужели нельзя было в обычном рабочем порядке, без всякой шумихи, решить вопросы реконструкции краевого драмтеатра, Цугольского дацана, некоторых подстанций, очистных сооружений, водозаборов и так далее? Это, конечно, всё важно. Но на то у нас и многочисленные региональные министерства, чтобы решать с вышестоящими ведомствами эти вопросы.
А ведь мы ждали конкретный комплексный план социально-экономического развития края с прорывными качествами, а не очередной мираж. Об этом нам почти два года твердили региональные власти. Но где же включение края в государственные программы РФ и федеральные программы по опережающему развитию Дальнего Востока? Где софинансирование на условиях 5%? Или создание дорогой инфраструктуры для международного туризма?
Пока видим, что получилось соглашение с федеральным правительством о намерениях. К тому же со многими неизвестными в финансовой и законодательной сферах.
Статья опубликована на сайте газеты "Экстра" 04.06.2018