Вокруг света на… маленьком одномоторном самолете. Мечта? Для пилотов-любителей из Беларуси - председателя Белорусской федерации авиационного спорта Александра Центера и призера чемпионата страны по самолетному спорту Андрея Борисевича – уже реальность. 18 августа экипаж, стартовав из Минска, начал отсчет дней, городов и стран, которые расписаны в маршруте их кругосветного авиаперелета. Через пять дней, 23 августа, отважных путешественников встретила Чита. О своем отважном дебюте Заб.ру рассказал командир воздушного судна Александр Центер.
- Александр, приветствуем вас в столице Забайкальского края. Расскажите, как родилась идея совершить кругосветный авиаперелет и почему в «напарники» вы взяли Cessna 182T?
- Добрый день! Если кратко, то мечта путешествовать - из детства. Мысль обогнуть земной шар появилась у меня, наверное, во время прочтения произведений «Два капитана», «Вокруг света за 80 дней». С детства хотел побывать в Сибири и на Дальнем Востоке, однако дальше Алтая меня судьба не забрасывала. Когда начали думать про кругосветку, самым интересным для нас было пересечь Россию, посетив сибирские и дальневосточные регионы. Полтора года назад мы купили самолет Cessna 182T для Федерации авиационного спорта республики Беларусь. Его к нам перегнали из Флориды через Голландию и Исландию. Тогда и решился вопрос, на чем облетим вокруг света.
- А почему у вас такой повышенный интерес именно к Сибири и Дальнему Востоку?
- Вы знаете, для нас Россия - братская страна. Мы с вами говорим на одном языке. Россияне хорошо относятся к белорусам. А Сибирь и Дальний Восток для нас - далекая экзотическая местность, где мало кто из наших бывал. Хотя в советские времена полстраны нашей участвовало в строительстве и БАМа, и Братской ГЭС, и других объектов. Когда такая возможность представилась, мы постарались ее не упустить.
Чем интересны Сибирь и Дальний Восток? Всем. И климатом, и ландшафтами, и историей. Сибирь, в настоящее время, наверное, менее «испачканный людьми» регион. И мы постоянно в этом убеждаемся. Огромный, чистый. И леса, и реки... У нас в европейской части все гораздо мельче, меньше свободного места. А здесь огромные просторы. Очень доброжелательные, энергичные, интересные, исполнительные люди. Все наши встречи с сибиряками такие позитивные и приятные. И земля героическая, интересная. История здесь накоплена за 350 лет. Вчера по Иркутску гуляли – колоритный город. Можно ходить и ходить. Жалко, что всего один день там провели.
- От Читы и Забайкалья каких эмоций ожидали?
- Для меня эти места ассоциируются с «Дерсу Узала», с тиграми, с «Даурией». Про Читу знаю немного. Амурскими тиграми заинтересован с детства и с нетерпение жду встречи с этим удивительным животным.
- Я вас немного разочарую – тигров у нас нет. Это уже дальше по вашему маршруту тигриные места. После Читы какие города будут вас встречать?
- Следующие - Тында, Аян, Магадан, Анадырь, Бухта Проведения на Чукотке. А дальше уже - Америка.
- Насколько длительной была подготовка к кругосветке, и с какими трудностями готовились встретиться в пути?
- К авиаперелету готовились, наверное, год. У нас достаточно много времени ушло на согласование маршрута с Росавиацией. Ведь наш самолет - иностранное воздушное судно, поэтому для нас действовал несколько особый режим полета по российской территории. Было немного неожиданно, что к нам относятся, как к абсолютным иностранцам. Мы поняли, что к воздушному судну из Беларуси с точки зрения правил и законов относятся в России так же, как и к французскому, швейцарскому. В итоге долгожданное разрешение было получено буквально за сутки до вылета из Минска. И вот сейчас бороздим необъятные российские просторы. Периодически сталкиваемся с процедурами, которые нам не всегда понятны, но тем не менее каким-то образом мы их все преодолеваем.
В настоящее время мы уже сталкиваемся с определенными трудностями – это аэропорты и топливо. Российские аэропорты не подготовлены для обслуживания таких маленьких самолетов, как Cessna 182T. Нам приходится договариваться и дозаправляться на небольших аэропортах, куда проще было доставить топливо для нашего самолета, на счет которого договариваться мы начинали за шесть месяцев до перелета. Например, в Иркутске возникла проблема с подвозом топлива на территорию аэропорта.
- Города маршрута выбирали исходя из собственных интересов или из возможностей самолета?
- У нас достаточно выносливое воздушное судно, поэтому все же отталкивались от своих предпочтений. Нам интересно посетить те места, где мы никогда не бывали. Свой авиаперелет начали из Минска. Следующим стал пограничный город Белоруссии Могилев. Затем наш экипаж совершил посадку под Москвой, потом в Нижнем Новгороде, Уфе, Омске, Новосибирске, Красноярске, Братске и таким вот образом долетели до Иркутска. Все эти города для нас - легендарные. С ними связано очень много - и у Белоруссии, и у белорусов.
Для белорусских республиканских телеканалов, мессенджеров, социальных сетей мы ведем прямые репортажи в режиме онлайн. Нашим землякам очень интересна свежая информация о дружественной стране - России.
- Александр, сколько дней вы уже находитесь в пути?
- Из Минска вылетели 18 августа. В Иркутске были к исходу четвертого дня. Всего пять.
- Каков часовой максимум вашего нахождения в воздухе?
- Максимум в воздухе до 10 часов. Когда совершили посадку в Иркутске, в этот день мы пролетели десять часов с двумя короткими посадками в Красноярске и Братске для дозаправки.
- Метеоусловия не препятствуют прохождению маршрута?
- Пока, за исключением Омска и Омской области, все. Пока погода нам благоприятствует. В Чите мы приземлились на короткую дозаправку и летим дальше - пока хорошие метеоусловия нам нужно двигаться.
- Портал Заб.ру желает вам счастливого пути и благодарит за беседу.
- Спасибо.
Фото автора