Доля занятых в неформальном секторе в III квартале 2016 года превысила 22% от количества всех работающих россиян. Это на 2% больше, чем было в конце 2015 года, и на 5% - чем в конце 2014-го, публикуют данные Минтруда России «Известия». Директор Читинского филиала РАНХ и ГС Елена Лапа поделилась с «Забмедиа» своей точкой зрения на причины, по которым многие работодатели для снижения затрат работают без оформления трудовых отношений с сотрудниками, либо используют «серые» схемы, такие как зарплаты в «конвертах».
- Действительно, налоговая нагрузка на предприятия малого бизнеса очень высока, на каждый выплаченный заработной платой рубль официально оформленному работнику, работодатель различными платежами дополнительно перечисляет около 40% или 40 копеек. В современных условиях работодатели испытывают все большее административное давление - постоянно увеличиваются штрафы и пенни за не вовремя перечисленные налоги и взносы, не учитываются конкретные экономические обстоятельства, - считает Елена Лапа.
По ее словам, предприниматель часто стоит перед выбором: выдать вовремя заработную плату, за задержку которой можно получить уголовную ответственность или крупный штраф, перечислить налоги по зарплате (за задержку опять же пени и штрафы) или использовать деньги в интересах развития предприятия для пополнения оборотных средств.
- Я говорю о социально ответственных предпринимателях, которые не злоупотребляют задержками зарплат и налогов. Но бывают такие обстоятельства, когда владелец бизнеса вынужден делать выбор не в пользу работников, иначе может произойти сбой в бизнес-процессе, снижение объемов деятельности, что повлечет сокращение и увольнение работников. Многие работники это понимают, на какой-то период соглашаются с неполной выплатой заработной платы, но потом кто-то при определенных обстоятельствах пишет жалобу в инспекцию труда или прокуратуру, и на предприятие приходит проверка, - продолжает Елена Лапа.
Поэтому предприниматели иногда используют различные варианты оформления отношений с работниками, законные модели оптимизации штата, в том числе и аутсорсинг, аутстаффинг, оформление сотрудников предпринимателями, уточняет она.
- Довольно часто используют и варианты неофициальных отношений с работниками, предлагают неплохую заработную плату и человек соглашается, особенно молодой, когда еще нет мыслей о пенсии. Причем юноши легче соглашаются на такие схемы, в отличие от девушек, которые ищут варианты с более низкой оплатой, но с официальным трудоустройством, думая о возможном декретном отпуске в будущем, - отмечает Елена Лапа.
Она указывает, что забайкальские фермеры используют в селах достаточно много работников, особенно сезонно. Но в основном не оформляют их, и расчёт ведут неофициально. Иногда часть вознаграждения выдается одеждой, питанием, сигаретами, могут частично рассчитаться сельхозпродукцией, утверждает Лапа.
- Поэтому подобная форма трудовых отношений вынужденная, мало того, что предприниматель несет такую налоговую нагрузку, он должен вовремя отчитаться, сдать реестр, сведения в статистику, и много различных отчетов. Теперь это ежемесячно нужно делать, а на микро- и малых предприятиях этим всем занимается владелец бизнеса, поэтому многие «уходят в тень». Я не говорю, что так правильно, но для многих это значительно упрощает жизнь, позволяет сохранять бизнес на плаву. Здесь стоит подумать, что нужно изменить, чтобы и малый бизнес развивать, и права работников не ущемлять. Я вижу один выход: дифференцировать размер взносов на заработную плату в зависимости от объемов деятельности предпринимателя. Также поступают предложения по поводу снижения нагрузки, если работник уже пенсионер и заработал себе пенсию, почему работодатель продолжает платить за него взносы в полном объеме? Почему по совместителям налоговая нагрузка одна и та же и по основному месту работы, и там, где человек дополнительно трудится? И таких вопросов предприниматели задают много, - отметила Елена Лапа.