Шум за облаками

Общество, 14:30, 3 октября 2007
Гул вертолетов над Читой за прошедшее лето успел стать для нас почти привычным. Боевые Ми-24 и транспортно-боевые Ми-8 появлялись в небе забайкальской столицы едва ли не каждый день. Для вертолетчиков же авиационной части, расположенной на аэродроме "Черемушки" это вызывает вполне обоснованную профессиональную радость. После долгого перерыва они, наконец, вернулись в небо. И, похоже, всерьез и очень надолго. О славных боевых традициях отдельного вертолетного полка, его прошлом и настоящем наш сегодняшний рассказ. Забайкальцы в Сьерра-Леоне В Читу военные вертолетчики пришли в 2003 году из Нерчинска. Там часть простояла с 1968 года. А раньше это была отдельная эскадрилья, осуществляющая воздушную поддержку заполярным объектам Тюменского управления Министерства геологии СССР. Нынешняя осень для полка юбилейная. Приказ о ее формировании был подписан ровно 40 лет назад - 17 октября 1967 года. - Наша часть имеет славные боевые традиции. За сорок лет существования на алтарь Отечества было положено не мало, - говорит командир части полковник, летчик-снайпер Николай Салмыксов. Забайкальские вертолетчики летали в небе Афганистана, Анголы, Мозамбика, Эфиопии, Чечни, Сьерра-Леоне. У некоторых пилотов за плечами были события на Даманском и операции по поиску приземлившихся космонавтов. Не менее серьезными и опасными были и мирные вылеты. На тюменском севере полеты зачастую проходили при температуре 50 и более градусов мороза и практически нулевой видимости. Когда произошла авария на Чернобыльской АЭС, сводная группа полка в составе 4-х экипажей. Один экипаж вертолета Ми-8 в составе капитана Воробьева и старшего лейтенанта Юнгкинда в Забайкалье не вернулся. Трагической страницей в истории части, как и всей страны, стала Чечня. Сводные группы забайкальских вертолетчиков находятся на Северном Кавказе с 1995 года. За эти годы часть потеряла пятерых офицеров. Подполковник Виктор Тюриков, посмертно был удостоен звания Героя России. Его вертолет был сбит 7 августа 2003 года в Веденском районе Чечни. Военные вертолетчики неоднократно привлекались к тушению лестных пожаров в Забайкалье, а в 2006 году работали воздушной скорой помощью, доставляя в горевшую шахту в Вершино-Дарасуне горноспасателей из Читы и Краснокаменска. - Сегодня 43 офицера и прапорщика нашего полка имеют боевые награды, - рассказывает подполковник Игорь Ефименко, заместитель командира части по воспитательной работе. Предыдущий командир части полковник Рафик Ихсанов, ушедший четыре года назад в отставку, находясь в Чечне и высаживая десант, принял на себя огонь боевиков. За этот подвиг он был удостоен Золотой звезды Героя. Часы профессионализма Нынешний командир части полковник Николай Салмыксов тоже личность заметная. Обладателей категории "летчик-снайпер" в Российской армии сегодня наберется несколько сотен человек, а в Забайкалье их вообще можно по пальцам одной руки пересчитать. За 27 лет службы в авиации Николай Сергеевич налетал больше 2000 часов. Это еще не предел. У подполковника Сергея Бадерко, штурмана-снайпера, налет посерьезнее будет. Почти четыре тысячи часов в воздухе. Растет и смена. Четверть пилотов в части являются летчиками 1 класса. Рано или поздно кто-то из них обязательно сдаст на снайпера. - По результатам летнего периода обучения свою классность повысили 13 человек. Пока документы об этом получили не все из них. Но это лишь вопрос времени, - делится полковник Салмыксов. Возобновление массовых полетов некоторые офицеры полка связывают c изменением политики государства к армии. - В этом сезоне летали, и будут продолжать летать абсолютно все летчики нашего полка, невзирая на возраст, звание или должность. В авиации есть такое правило: "больше летаешь - лучше летаешь - дольше летаешь". И мы будем его выполнять, - продолжает Николай Сергеевич. На сегодняшний день средний налет у читинских вертолетчиков составляет порядка 50 часов - в три раза больше, чем в прошлые годы. Этот показатель вплотную подходит даже не к общероссийским, а к мировым нормам. Рекордсменом по времени полетов стал замкомполка Ефименко. Игорь Викторович уже налетал больше 140 часов. Правда, главным образом в качестве пилота-инструктора. - Налетал в этом году уже порядка 20 часов, как днем, так и ночью. Днем над городом летать проще, а ночью красивее, - говорит лейтенант Виталий Казаков, год назад окончивший Сызранское военно-авиационное училище. Молодые лейтенанты выпуска-2007 прибудут в полк в декабре. По словам полковника Салмыксова, они встанут "на крыло" уже в январе-феврале будущего года. 800 метров над Читой А теперь о том, что так волнует жителей областного центра. О безопасности полетов. В полку разделяют обеспокоенность читинцев полетами воздушных судов над зоной городской застройки, но имеют на этот счет свое мнение. - Аэропорт "Черемушки" существует с 1932 года. Все это время город планомерно обволакивал его. Никаких вопросов по полетам и переносу аэродрома почему-то до сегодняшнего времени ни у кого не возникало, - вопрошает командир полка. В зоне воздушных подходов "Черемушек", где согласно Федеральным авиационным правилам, не должно строиться ничего, за последние 30 лет выросли 4 и 5 микрорайоны КСК, район Пожарки и стадиона "Локомотив". В итоге мы имеем большие самолеты, идущие на посадку едва ли не над крышами домов. С вертолетами дела обстоят проще. Разрешенная высота полета для них над Читой составляет 800 метров. Снижение они фактически осуществляют уже над районом школы № 17. - Я всячески исключаю и возможную самодеятельность пилотов по смене маршрутов или высоты полета. Все это тщательно регламентировано. Для того, чтобы поднять в воздух даже одно воздушное судно необходимо получить целый ряд согласований, вплоть до Москвы, - успокаивает читинцев Николай Салмыксов. Вертолеты Ми-8 и Ми-24, стоящие на вооружении полка, новейшими машинами назвать довольно трудно, но ярлык "старые" к ним тоже не подходит. Состояние техники на должном уровне вертолетчикам помогает поддерживать уникальное расположение части. - У нас за забором находится 810 вертолетно-ремонтный завод. Если другим частям посылать технику на ремонт требуется через всю страну, то вертолеты укатываем туда своим ходом, - говорит комполка. Кстати, именно в Чите ремонтировались, а потом "обкатывались" вертолеты, входящие в состав миротворческой группировки ООН в Судане. Пять Ми-8 в белой "ооновской" окраске прошлой зимой несколько месяцев летали над Читой. Потом машины разобрали и поездом отправили во Владивосток, а затем морем в Африку. Празднования юбилея в части не будет. Большую часть октября вертолетчики вновь проведут в небе. Ибо обороноспособность государства существует не только на земле, но и там - в восьмистах метрах над ее поверхностью…
Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
Мы используем cookies для корректной работы сайта и сбора статистических данных в Яндекс.Метрика, предусмотренных политикой конфиденциальности