Амурский вояж

Общество, 15:50, 29 июля 2009
…Сразу три известных штампа были здесь совершенно неуместны. Музыка на теплоходе не играла. Хмурые тучи по приграничному небу не ходили. И, наконец, на "Заре" никого будить было не надо - уснуть под грохот дизелей теплохода одноименного проекта было просто невозможно. Корреспондент "Экстры" вместе с коллегами из пограничной печати отправился в четырехдневный вояж по рекам Шилка, Аргунь и Амур, где в таежно-прибрежной глуши проходит государственная граница России. Утренняя "Зорька" На границу нас везет теплоход "Заря", один из последних на реках Забайкалья. Всего их четыре - по два у Сретенского дивизиона пограничных катеров и пристани "Сретенск". Наша "Заря" - самая молодая в Сретенске. Со стапелей Московского судостроительного завода она сошла в 1983 году. - Пока у нас нет мыслей списывать корабли данного типа. Но уже ясно, что в будущем на смену "Зорям" придут 20-местные катера на воздушной подушке "Марс-2000", относящиеся к такому же классу судов, - говорит один из офицеров пограничной службы в п. Кокуй, которой подчинен дивизион. Гражданские "Зори" возят пассажиров от Сретенска до небольшой деревни Куларки. Маршруты пограничных теплоходов кратно длиннее. 402 километра - это только расстояние до слияния Шилки с Амуром. Оттуда еще почти 100 километров до административной границы с Амурской областью и 370 - по Аргуни в сторону Приаргунска. Красоту прибрежных скал, с двух сторон подпирающих Шилку, дополняет почти абсолютная пустынность реки. - Век назад, когда Транссиб доходил только до Сретенска, основной поток грузов на Дальний Восток и оттуда шел по реке. Купеческих колесных пароходов в городе набиралось на хорошую флотилию. К ним добавлялись канонерские лодки Амурской флотилии, - рассказывает капитан "Зари" старший мичман Анатолий Петухов. Кстати, первоначально железная дорогая должна была пройти по берегам Шилки. Потом от этих планов отказались. От прожекта более чем вековой давности осталась скальная выемка идущая на многие километры вдоль реки и полустершаяся табличка с именем давно умершего инженера Фельдта на одной из скал. По словам Петухова последним пароходом Сретенска был "Муром". Судно пало жертвой сильного пожара в 1989 году. Оно использовалась в качестве плавучей гостиницы. От купеческого флота начала ХХ века остались только два ржавых клепанных корпуса. Один лежит на территории Сретенской пристани, видимо, в ожидании многолетней разделки на металл. Другой можно увидеть неподалеку от слияния Шилки с Амуром. От расхитителей его надежно берегут бездорожье и пограничная зона вдоль госграницы. В местах столь отдаленных Застава "Амазар" на стыке Забайкалья и Амурской области. Расстояние отсюда до Читы - под тысячу километров. До одноименного поселка Амазар ехать по тайге 190 километров. Состояние дорог, особенно после дождей, просто аховое. До Китая отсюда меньше километра. Впрочем, на китайском берегу Амура, насколько хватает глаз, расстилается такая же таежная глухомань. - Без промежуточной дозаправки вертолет из Сретенска долететь сюда может, а вот улететь - уже нет. Топлива на обратную дорогу не хватит. Зимой здесь в некоторых местах человеку среднего роста снега наметает по глаза, - дополняет географическо-климатическую картину старожил "Амазара" прапорщик Кирилл Герасин. Коллектив на "Амазаре" подобрался небольшой, но жутко интернациональный. Начальник заставы капитан Сергей Федотов родился в Риге, в пограничное училище уходил с Камчатки. Женился на забайкальской казачке Галине, которая училась в Ульяновске. Бойцы у Федотова из Иркутской области, Башкирии, Краснодарского края, немало на заставе и забайкальских парней. В прошлом году несколько человек с "Амазара" написали рапорты на перевод в группу российских погранвойск в Абхазии. Несмотря на практически полное безлюдье, нарушителей границы на "Амазаре" все-таки задерживали. - Прошлой зимой несколько китайских граждан на микроавтобусе намеренно приехали на нашу территорию, где почти сразу были задержаны пограничным нарядом. Вполне возможно, они просто собирались распивать здесь спиртное, - говорит капитан Федотов. Ученый совет Утром выходим на надувных лодках "Фаворит" на реку. В Амурской области, в нескольких сотнях метров от границы с Забайкальским краем, обнаруживаем небольшой пришвартованный теплоходик. Предполагаемые нарушители оказались дальневосточными учеными, вполне легально изучающими экосистему Приамурья. - Здесь работает комплексная экспедиция научных институтов из Благовещенска и Хабаровска. Жизнь истоков Амура мы столь широко не изучали уже 12 лет, - рассказывает Михаил Гусев из Института геологии и природопользования Дальневосточного отделения РАН. По словам Маргариты Чуб, доцента Благовещенского педуниверситета, некогда заповедные берега Амура стремительно загаживаются. Один из главных врагов реки - это берегоукрепительные работы, которые ведут китайцы. В результате чего российский берег начинает размываться. Свою лепту вносят и браконьерские методы некоторых китайских рыбаков - здесь нередко находят взрыватели, маркированные иероглифами. Не отстают и наши погранцы. Многие живописные скалы, утверждают ученые, испещрены надписями, типа "ДМБ-89". Справедливо будет отметить, что порядок на реке, китайские власти сейчас навели. - Видели, как их пограничникам приходилось применять силу против своих же браконьеров. Задержанные лодки рубили топорами, - говорит один из пограничников. АЗС для вертолета Соседняя погранзастава "Усть-Стрелка" - та самая, где находится заправка для вертолета, необходимая для полета на "Амазар". Сейчас рабочие из Читы строят здесь новую воздушную АЗС. Старая была закрыта из-за несоответствия многим требованиям. В конкуренцию с жирными амурскими комарами здесь вступают змеи. - Рядом находится урочище Тымагер, что в переводе с эвенкийского значит "долина змей". Гадюки здесь перемещаются совершенно безбоязненно. Часто на них напарываются наши наряды. Бывали случаи, когда змеи заползали на территорию заставы. К счастью, людей они боятся, - говорит замначальника "Усть-Стрелки" лейтенант Владимир Тонких. Жены пограничников, вынужденные делить с мужьями таежную глухомань и безмолвие, всеми силами стараются облагородить нехитрый быт. Любовь Подойницына с супругом - старшим прапорщиком Александром - на границе уже четыре года. Поначалу глушь пугала, потом стала родной. Сейчас у Любови небольшой огород и трехлетняя дочка Марина в помощницах. Был еще кот, выйдя как-то из дома, он ошалел от окрестного приволья и назад возвращаться уже не стал. Вообще, признаются пограничники, у них необратимо стерлось различие между домом и службой. Трудно наслаждаться домашним уютом, когда от квартиры до дверей заставы не более 30 метров. Точно также для многих исчезла граница между днем и ночью. Недостаток народа привел к тому, что большое число бойцов вынуждены ночью дежурить, а днем отсыпаться. И так месяцами напролет. Однако тех, у кого такой режим вызывает уныние, нам отыскать не удалось. Граница вобрала фанатов своего дела в самом хорошем смысле слова…
Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
Мы используем cookies для корректной работы сайта и сбора статистических данных в Яндекс.Метрика, предусмотренных политикой конфиденциальности