Дело о шкуре

Культура, 11:59, 23 декабря 2009

Как из символа 2010 года чучело сделали.

Впервые посмотрев голливудскую комедию "Ночь в музее", попытался поставить себя на место персонажа Бена Стиллера и задумался: "А что, если бы такая история произошла в нашем забайкальском краеведческом музее, если бы ожили его экспонаты?". Представился ужасающий пляс шаманки, Будда, неторопливо поднимающийся со своего трона, ну и, разумеется, амурский тигр, мечущийся внутри своего "аквариума". В общем, на память пришли самые яркие экспонаты музея, один из которых - знаменитый тигр - ещё и главный символ наступающего 2010 года.

Вот уже более десяти лет чучело амурского тигра красуется в первом из трёх залов природного раздела краеведческого музея. "Когда после продолжительного ремонта наш музей готовился принять первых посетителей, мы долго спорили: куда поставить чучело амурского тигра?", - рассказывает заместитель директора краеведческого музея Ольга Рудова. И действительно, вопрос не из лёгких, поскольку амурского тигра следовало бы поместить во второй зал, где представлены животные, в Забайкалье не проживающие, а лишь порой забредающие сюда. "Но спрятать это чучело во второй зал мы не смогли, рука не поднялась", - объясняет Ольга Павловна.

И когда женщина начинает рассказ об истории чучела, понимаешь, как правильно поступили музейщики, отдав "Шер-хану" столь "царское" место. "Где, кем и когда был убит этот тигр, не известно. Можно лишь предположить, что случилось это в пограничных районах Забайкалья и Амурской области в конце XIX века. А в начале века двадцатого чучело вместе с подставкой было подарено краеведческому музею Читы. Так что тигр - один из наших старожилов", - улыбается Ольга Рудова. Долгое время сотрудники забайкальского хранилища не знали, кто автор чучела. "Тигр сделан сложным способом, который сегодня практически не применяется, а его шкура обработана особым раствором, сохраняющим шерсть от старения. Всё это указывало на высокое мастерство его авторов. И вот однажды, осматривая подставку, мы обнаружили внутри неё небольшую бумажку с именами таксидермистов, изготовивших нашего тигра", - продолжает хранитель реликвий. Выяснилось, что эти мастера - немецкие таксидермисты, работавшие в Забайкалье в конце XIX века.

"Мне хотелось бы опровергнуть один из распространенных домыслов", - говорит Ольга Рудова. По словам музейного работника, в 1960-е годы на границе с Амурской областью местный мальчишка застрелил амурского тигра, шкура которого была передана в краеведческий музей. "В одной из областных газет тогда написали, что наше чучело сделано из той самой шкуры. Но это не правда! Та шкура находится в наших фондах и не имеет никакого отношения к данному экспонату", - поясняет заместитель директора.

"Сколько потрясений пережил наш тигр, - вздыхает женщина. - Где он только не стоял! И при входе, и около центральной лестницы, и на втором этаже, и на первом!". А если судить по старым снимкам, в советские годы чучело было не застеклено, и читинцы запросто фотографировались, обняв хищника руками. "Хорошо, что наш тигр сейчас за стеклом", - говорит Ольга Рудова, и при этих словах я, вновь представив себя на месте горемыки Стиллера, живо соглашаюсь с научным сотрудником.

Покидая зал, Ольга Павловна бросает короткую фразу: "А ведь наступающий год - не просто год Тигра, это год Белого тигра!". Оборачиваюсь, смотрю на чучело амурского тигра, на его сероватую шкуру и думаю: "Как хорошо: в наступающем году у забайкальцев будет свой символ - амурский тигр краеведческого музея. Но вот как быть, например, с годом Дракона?…".

Фото автора

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
Мы используем cookies для корректной работы сайта и сбора статистических данных в Яндекс.Метрика, предусмотренных политикой конфиденциальности