Громкое "нет" Приаргунья

Общество, 11:48, 21 мая 2010
Почему забайкальцы против создания заповедника на границе с Китаем?

ИА "Забмедиа" уже публиковало интервью с директором экологического центра "Даурия" Натальей Коваленок, которая высказалась "за" образование на территории Забайкальского, Приаргунского и Краснокаменского районов биосферных полигонов Даурского заповедника. В продолжение темы сегодня мы представляем мнение жителей тех сел, которые вошли в проект биосферных полигонов.

Пару последних лет таинственная формула "Хайлар-Далай Ноор" то и дело вспыхивает в деловых и кухонных разговорах. И если у обывателей за Уралом она пока воспринимается, скорее, как непонятное заклинание, то для забайкальцев проблема строительства водоотводного канала из пограничной реки Аргунь в пересыхающее озеро Далай-Ноор на территории Китая с каждым днём становится все злободневнее. Экологи утверждают, что подобный "переброс" воды означает неизбежное ограничение количества воды в Аргуни. Водный дефицит повлечет необратимые последствия на уникальной территории Приаргунья (болота около реки являются частью всемирного наследия и местом обитания редких животных и птиц). То, что воды станет меньше, жители приграничных - а в перспективе и других - районов Забайкалья, могут почувствовать на собственных кранах в кухне и ванной.

"Нужно решать проблему как можно скорее", - утверждают экологи и как вариант предлагают защитить территорию статусом международного заповедника, то есть создать в Забайкальском, Краснокаменском и Приаргунском районах биосферные полигоны Даурского заповедника. Однако прошедшие в поселках, включенных разработчиками в проект полигонов, общественные слушания показали: жители сел высказываются категорически "против". Так в чем же причина?

"Нет" Кайластуя

- Раньше для того, чтобы попасть к реке, в приграничную зону, нужен был всего один пропуск. Сейчас сделали так, что на сенокошение, охоту и отдых нужны три разных разрешения. Оформлять их нужно, естественно, не в селе и не за один день, - мы с Евгением Софроновым, главой села Кайластуй, подъезжаем к его родному посёлку. Это село в числе пяти населенных пунктов от района было включено в проект биосферных полигонов. - А что будет, когда эту территорию еще и заповедной сделают? Сколько разрешений, как долго и где нужно будет оформлять? Мы потом вообще к реке не попадем, несмотря на то, что живем от нее в нескольких метрах.

- А как же, - говорю, - прописанное в проекте создания полигона право заниматься на охраняемой территории хозяйственной деятельностью, рыбачить и охотиться?

- Нас уже столько раз обманывали, что мы никаким обещаниям не верим, - машет рукой житель Кайластуя Яков Афанасьевич Эпов. - Вон, острова на Аргуни в 90-х Ельцин китайцам отдал и нас не спросил. Да что там…

Приграничные поселки производят не самое светлое впечатление, жизнь в них сахаром точно не назовешь. Все держится на мало-мальски дышащих подворьях. Последнее десятилетие внесло существенные изменения и здесь: держат в основном птицу и коров. Крупные свиноводческие хозяйства остались в прошлом: сегодня хрюкающая живность получается слишком накладной для деревенских кошельков.

- За последние 20 лет в посёлке исчезло около 60 домов. Где хозяева переехали, где умерли, - рассказывает Евгений Гурьянович на въезде в село. Он "из местных", коренной, и помнит времена, когда поселок даже в пасмурную погоду смотрелся по-праздничному, а дышащий сегодня на ладан совхоз выдавал такие объемы, которые нынче и не снятся.

При упоминании программы поддержки приграничных территорий местные жители посмеиваются и показывают на развалившиеся заброшенные заставы, на линию обороны, которая была в нескольких сотнях метрах от реки и которой теперь нет. Линия состояла из танков, находившихся в полной боевой готовности. Их в свое время предприимчивые люди по частям вывезли в Китай.

"Нет" Среднеаргунска

- Вы посмотрите, деревни-то вымерли. Что же нам здесь осталось делать? Только завернуться в простынь, да на кладбище. Ни работы, ни жилья, никаких услуг особых. И никакого внимания на сельское хозяйство, - пенсионер Василий Лапердин обводит взглядом реку и прижавшиеся к ней домишки. - ГСМ дорогой, запчасти дорогие, техника вся износилась, хозяйств не стало, помощи ждать неоткуда. Сначала надо людям помочь создать нормальную жизнь, а потом запреты ставить. В этом месте нас, пожилых, держит только Аргунь.

Пенсионер не верит в то, что в приграничной проблеме, в освоении Аргуни Китаем поможет биосфеный полигон: слишком много упущено, слишком много нужно сделать, и решение проблемы лежит не только в экологическом русле.

- Китайцы здорово укрепляют свои берега. Аргунь отходит в нашу сторону, а вместе с ней отходит и граница. Напротив каждого села есть 2-3 протоки, которые, если их не пересыпать сегодня, со временем вырастут, река пойдет по ним. Мы непрерывно, из года в год, вместе с меняющимся руслом отдаем свою территорию. Пересыпать эти участки мы никак не можем. Средств нет нигде: обращались и в МЧС, и к пограничникам.

Этой зимой, говорят жители приграничных сел в Краснокаменском районе, со стороны Китая шло масштабное укрепление берегов Аргуни.

- В укрепление берегов, в создание искусственных озер неподалеку от Аргуни, в строительство канала Хайлар-Далай Нор и шоссе вдоль границы уже вложены миллионы и миллионы. Неужели после того, как создадут биосферный полигон, Китай махнет рукой на все эти средства и остановит свои проекты? - спрашивают жители российских деревушек.

"Нет" Брусиловки

- У нас около Брусиловки скоро огромный остров отойдет, - Борис Поздняков, специалист администрации села Брусиловка, поддерживает разговор о "проблемных" протоках.

Проблемы пограничной зоны нужно рассматривать во взаимосвязи, уверены жители приграничных деревень. Только такой подход даст возможность укрепить границу и сделать так, чтобы с интересами России считались все соседи. Укрепление границ - это перво-наперво улучшение жизни населения на приграничной территории. Последние же двадцать лет забайкальские деревеньки лишь старятся: молодёжь уезжает искать счастье подальше от дома.

"Нет" Богдановки

Дорога в Богдановку идет вдоль Аргуни. По ту сторону границы блестят два огромных озера.

- Это искусственные. Китай воды из Аргуни еще в девяностых отвел, - говорят местные. - Ну, будет биосферный полигон. Из этих озер воду обратно в реку вернут? Нет, конечно.

Однако главным аргументом "против" инициативы экологов и здесь стало сельское хозяйство.

- На территории Богдановки земли очень мало, всего 1700 га под сенокосы и пастбища. Если здесь травы нет, то мы спасаемся тем, что косим там, - Татьяна Федурина, глава села Богдановка, показывает в сторону Аргуни. - Уже понятно, что потом туда никто не попадет.

С ней полностью согласен и председатель местной сельхозартели Константин Богданов:

- В Краснокаменском районе это одно хозяйство, которое пока теплится. Мы вступили в программу развития мясного скотоводства, и на сегодня мы имеем приличное поголовье и КРС, и овец. Эта территория нам нужна для сельхозработ. Там мы заготавливаем более 50% сена, плюс это естественный водопой, выпасы. Если нас лишат этой возможности, то на программе развития мясного скотоводства в нашем районе можно поставить крест. Я категорически против этого заповедника.

"Нет" Капцегайтуя

О вышеупомянутой программе здесь говорят цифрами. В ближайшее время в ее рамках одна из компаний должна начать строительство откормочной площадки. Планируется запустить свиноводческий комплекс на 3500 голов в год. Сама программа, по словам жителей, будет действовать до 2013 года. Рассказав об этом, многие добавляют: "Будет, если не…"

Биосферного полигона в приграничных селах Краснокаменского района боятся больше, чем черт ладана. Люди опасаются, что "там, наверху" в борьбе за жизнь реки чиновники с весомыми подписями забудут о жизни сел и всех тех, кто считает эти деревеньки родными.

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
Мы используем cookies для корректной работы сайта и сбора статистических данных в Яндекс.Метрика, предусмотренных политикой конфиденциальности