Ольга Лихачева: "101 год живу работой"
Жительница Читы отметила 101 день рождения.
К обычному с виду дому по улице Гагарина сегодня спешит народ. Дом только с виду такой, как все: серая многоэтажка, сосны во дворе и ребятня у подъезда. На самом деле он - один из немногих в Чите, которые могут похвастаться тем, что под его крышей справляют 101-й день рождения.
И подъезд тут совсем, как говорят, среднестатистический, разве только ступеньки помнят, как несколько десятков лет подряд по ним легкой походкой ходила вниз-вверх маленькая хрупкая Ольга Васильевна. Вот только года три назад после подъема в квартиру давление дало знать о себе и о возрасте. С тех пор ступеньки стали видеть Ольгу Васильевну реже - как-никак, вторую сотню лет разменяла.
Праздник души
Сегодня у лестничной площадки гостей встречает Любовь Алексеевна.
- Проходите, проходите, - хлопочет она. - Мама вас ждёт в комнате.
В этот день на ней, дочери, - обаятельной, улыбающейся, разговорчивой, - лежат все хлопоты по приготовлению к празднику.
В комнате уже стоят свежие розы, будто отороченные красной каймой по снежным лепесткам, таинственные фиолетовые тюльпаны и вазы с виноградом и черешней, на которые деловито, по-хозяйски, со спинки дивана поглядывает Котя - единственный мужчина в доме, даром что кот.
Он внимательно осматривает вошедших в комнату людей. Люди улыбаются и что-то говорят его хозяйке, которая сидит на том же диванчике, что и он. Хозяйка кивает, немного смущается, а потом люди отдают ей яркую коробку и начинают по очереди обнимать. Ну вот, пообнимались. Теперь пора познакомиться с гостями и ему.
- Какой красавец! - первой замечает кота глава Ингодинского района Читы Ольга Лозовская.
Котя проходит в центр комнаты и усаживается напротив хозяйки, словно хвастаясь: "Вот она у меня какая!"
То, что не забыть
- Я родилась в Воронежской области, а в Читу уже вместе с мужем приехала. Мы в одной деревне жили, в домах напротив, - ясный, светлый взгляд Ольги Васильевны чуть затуманивается, воспоминания о далёком прошлом все еще живы в душе, поэтому она и старается не упустить ничего важного.
Там, в далёком детстве, у нее была огромная по нынешним меркам семья, без которой маленькая Ольга осталась всего в девять лет: четверо старших братьев и сестер умерли, чуть позже скончалась мать, и девочка осталась на попечении одной-единственной выжившей сестры, самой взрослой в семье, которая тогда уже была замужем.
Примерно за год до этого Оле приснился сон.
- Вижу, как будто Божья Матерь руку через стекло иконы протянула, и меня перекрестила, - вспоминает Ольга Васильевна. - Я, когда проснулась, рассказала сон маме и спросила, к добру ли. Мама вздохнула, и сказала: "К добру".
Вскоре после этого Оля заболела тифом, который в ту пору косил народ сотнями. Девочка, на удивление, выжила. А ее мама умерла.
В семье сестры к ней относились хорошо, но работать приходилось всем. Тихую, спокойную, трудолюбивую девушку в невесты для своего сына заприметил сосед по улице и, не теряя времени, отправил к ней сватов
… Так же быстро в их семью вкрались потери и война. Незадого до наступления гитлеровцев, в октябре, Алексей и Ольга Лихачевы переехали в Читу.
-Чужой город, чужие люди, - вспоминает она. - Дочку привезла и здесь похоронила. И мужа почти сразу после объявления о войне забрали на фронт.
Походный рюкзак Алексею Ольга Васильевна собирала беременная. В августе сорок первого в семье Лихачевых родился сын.
- Было трудно, но я не терялась. Работала прачкой, санитаркой, уборщицей, чинила мешки на овощебазе, - чуть улыбается именинница. - Помню, как по карточке давали 300 граммов хлеба в день. Я с работой не считалась, в работе позора нет. Была у меня швейная машинка, на ней рубашки, гимнастёрки шила, а потом и брюки научилась шить.
Пока муж воевал, с маленьким сыном на руках она тоже ежедневно, ежечасно была как будто на передовой: нужно было во что бы то ни стало выжить. И ведь выжила. Сохранить себя и ребенка, карабкаться изо всех сил и добиться своего в тяжелейшее для всех время - разве это не подвиг?
После войны
Алексей вернулся в Читу и первые послевоенные годы работал в воинской части поваром.
Еще через несколько лет в доме зазвучал смех дочки.
Ольга Васильевна вспоминает, как сложно приходилось ей без образования, она бралась за любую работу: прачкой ли на пересыльном пункте, сторожем ли в курортном управлении. К слову, "прачечный" стаж у нее давно перевалил за 10 лет - впору уже звание заслуженного работника мыльной промышленности давать. А ведь стирали тогда на руках.
Ольга Васильевна уходила на работу в ночь на пятницу и домой возвращалась только в воскресенье. Работали в две смены, за которые нужно было выстирать добела и отгладить 70 халатов.
Благодаря тому, что даже в самое тяжелое время Ольга Васильевна не опускала рук, вся семья была накормлена и одета. Привычка не сидеть на месте даёт о себе знать и сейчас.
- Когда маму возили на дачу, она ведь как бульдозер по огороду пройдет, все сделает, - смеется Любовь Алексеевна.
Наверное, благодаря этому примеру и дети, и внуки такой бабушки, один из которых дослужился до генеральских погон, не пасуют перед трудностями.
- Двое детей, четверо внуков, шесть правнуков и один праправнук, - с гордостью перечисляет Ольга Васильевна. Сегодня все они соберутся здесь, в ее доме - теплом, уютном, которому не страшны никакие жизненные бури. Тоненькая, как былинка, женщина, научилась справляться с любыми бурями и штормами. И еще несколько дней здесь будет разрываться телефон, а бабушка, сидя на своем диванчике под присмотром Коти, будет с улыбкой принимать поздравления со всех уголков России, к которым присоединяемся и мы. Здоровья вам, уважаемая Ольга Васильевна, мира и добра!
Свет пропал у читинцев в районе МЖК

Набережная Читы как решение городских проблем

«Берегите себя и своих близких». Дорожный коллапс снова в Чите

Читинцы жалуются на обслуживание управляющей компании

Какие продукты подорожали в Забайкалье?
