Мастер мгновенья
12 июля считается неофициальным днем фотографа, а при слове фотограф лично у меня всегда возникает ассоциация лишь с одним именем - Евгений ЕПАНЧИНЦЕВ. В силу смежных профессий мы давно знакомы и сотрудничаем, но побудило взять у него интервью не это, а то, что это один из лучших мастеров своего дела, как минимум, в Забайкалье. А с прошлого года - заслуженный работник культуры РФ.
"В студии мне скучно"
? Ты помнишь, как все начиналось?
- Впервые я взял в руки фотоаппарат в 1974 году. Сначала снимал одноклассников. Классе в седьмом написал сочинение "Хочу быть фотографом", написал, что хочу ходить по лесу и снимать природу. Получил за сочинение пятерку, а потом учительница меня спросила: а разве можно ходить по лесу, снимать природу и получать за это деньги? Тогда я ответил: не знаю, но вот так получилось, что все-таки можно получать за это деньги.
? Но все-таки ты больше снимаешь людей…
- Да, мне больше нравится, это получается живо. Особенно люблю снимать людей в процессе работы.
? В твоих выставках часто сквозит ностальгия по советскому прошлому. Когда тебе было интереснее работать: тогда или сейчас?
- Если бы в то время да сегодняшнюю фототехнику - можно было бы такие снимки сделать! Я думаю, у любого человека есть ностальгия по прошлому. Ты был моложе, было больше энергии, больше желания реализоваться…
? Приходилось ли тебе работать в "горячих точках"?
- Я всегда отказываюсь от командировок в горячие точки. Как я уже говорил, для меня трудовой подвиг человека кажется ценнее, чем боевой подвиг. Там, на войне, проще снимать, ничего сложного. По рассказам тех, кто там был, их, аккредитованных журналистов, привозят, живут они в каком-то защищенном месте, их возят на какие-то мероприятия, вот, мол, здесь сейчас будет происходить или уже произошло событие. А так, чтобы свободно отпускали, такого нет. Привезли, показали, что можно; поснимали, что положено… Хотя военная тема мне тоже отчасти близка, например, учения, стрельбы, - выезжаю, снимаю.
? Финансовая сторона работы тебя устраивает?
- Фотографы бывают разные, кто-то снимает свадьбы, кто-то детские сады, кто-то работает в фотоателье, а кто-то в газете. И все по-разному зарабатывают, например, свадебные фотографы, как известно, стоят довольно дорого. А вот газетный фотограф - не самая оплачиваемая профессия. Но я, по возможности, стараюсь не снимать свадьбы, то есть, специально не ищу такой работы. Если просят, могу поснимать, но не очень люблю это делать. Здесь я должен снимать так, как нравится заказчику, а человек должен заниматься тем, что нравится, в первую очередь, ему самому.
? Сейчас с появлением цифровой техники фотографом себя называет чуть ли не каждый второй. Что ты думаешь о молодом поколении читинских фотографов, следишь ли за их творчеством?
- Другие люди, другое поколение, другое отношение к жизни. Как я могу судить со своей колокольни? Безусловно, есть талантливые фотографы, но называть их не буду. Кто-то из них лучше меня, допустим, по работе в студии, а для меня в студии работать скучно. Поставил свет, поставил модель, она кривляется. Скучно. Да и вообще, я сам себя не могу назвать фотографом. Я фотокорреспондент, фоторепортер. У меня другая фотография. Для меня важнее делать репортаж.
"Плагиат - это даже приятно"
? Помнишь свой первый фотоаппарат?
- Да, он у меня до сих пор хранится. Это "Смена-8М".
? А сейчас чем снимаешь?
- У меня основная рабочая камера, - это Nikon D2xs. А вторая камера - Nikon D700. Я ей снимаю так называемую "халтуру", когда нужно покачественней фотографии. А "двушка" прошла уже очень много рук в Москве. Насколько я знаю, ею даже снимал фотограф Григорий Сысоев, который постоянно ездил в командировки с Медведевым, когда тот еще не был Президентом. А объектив - некогда принадлежал личному фотографу Путина Сергею Жукову.
? В чем сложности работы фоторепортером?
- Пишущему журналисту можно и не присутствовать на событии и написать о нем. Например, взять по телефону комментарий или информацию. А фоторепортеру, сама понимаешь, не быть нельзя, да еще и обязательно быть вовремя, именно в тот момент, когда что-то происходит.
? Как ты определяешь, удачная ли у тебя получилась фотография?
- За тридцать лет работы уже научился, это на уровне опыта, сравнения, подсознательно. Чисто технически она может быть хороша, сделана правильно, грамотно, а по содержанию - плоха. Для меня важнее содержание фотографии, нежели качество. И чем снято - неважно, можно хоть мыльницей снять. Важна энергия, которую фотография дает человеку. У любого начинающего фотографа есть прекрасные фотографии, но они все равно случайны. Надо с опытом добиваться того, чтобы такие фотографии не были случайностью.
? Есть ли у тебя кумиры в деле фотографии?
- Конечно, есть. Например, Брессон, один из основателей агентства "Магнум". Сейчас в этом агентстве работает единственный российский фотограф Георгий Пинхасов. За всю историю только один русский туда попал. Мне его фотографии очень нравятся. Также в советские годы было много мастеров, у которых я учился - Павел Кривцов, Александр Земляниченко, Владимир Веленгурин. В 70-80 годы вообще был подъем репортажной фотографии в СССР, а в 90 - такой мощный спад, что, мне кажется, еще до сих пор наше фотоискусство не поднялось из той ямы.
? Кто лучший в Чите фотограф, скажи без ложной скромности?
- Машечко. Для меня - Машечко. Я тоже учился на его фотографиях, его отношению к фотографии.
? Приходилось ли тебе сталкиваться с плагиатом, нарушением авторских прав?
- Да, приходилось. Вот недавно: случайно нахожу свою фотографию в Интернете, подписанную чужим именем. И кто-то ему пишет: это же фотография Евгения Епанчинцева! Вот это было приятно.
? И как ты действуешь в таких случаях? Разбираешься в суде?
- Я разбираюсь, если фотографию использовали для рекламы. Был случай год назад, когда в Чите одна очень крутая фирма использовала мою фотографию. По их словам, они также взяли ее в Интернете. До суда тогда дело не дошло, но они мне заплатили компенсацию.
? Расскажи, какие проекты, выставки сейчас у тебя в планах?
- Идей много, нет денег, спонсоров, а на свои деньги я выставки не делаю, я не отнимаю у семьи деньги. Сейчас такая выставка планируется, спонсор есть, который оплатит печать фотографий. Я уже много лет планировал сделать выставку о путешествиях. За что мне нравится моя работа, так это что она позволяет много путешествовать. Я получаю удовольствие, если я куда-то еду. Дай бог, чтобы и дальше получал, потому что когда оно пропадет, тогда можно бросать камеру.
3I/ATLAS: загадочная древняя комета или артефакт инопланетян?
Гороскоп для жителей Забайкальского края на 8 декабря
Плановое отключение электричества ожидается сегодня в Чите
История и разруха: символы прошлого среди аварийного жилья
Прогноз погоды на 8 декабря 2025 года