Бурятия сохранила президента
Вячеслав Наговицын не стал «главой» соседней республики.
Вопрос об изменении Конституции Бурятии рассмотрели 29 сентября депутаты Народного Хурала. В частности, поправками предполагалось переименовать высшее должностное лицо республики из «президента» в «главу». Принятие законопроекта, который широко обсуждался в регионе в течение последнего месяца, вылился в бурное обсуждение на самом парламентском заседании.
Напомним, волна переименований должностей региональных руководителей началась в начале сентября. Ее инициатором выступил президент Чечни Рамзан Кадыров, который заявил, что «в едином государстве должен быть только один президент». Он обратился в парламент региона, который 2 сентября принял закон, согласно которому президент Чечни теперь будет называться главой республики. Инициатива Кадырова нашла поддержку у руководителей субъектов Федерации, как на остальном Северном Кавказе, так и в других регионах России.
Переименование нивелирует власть
По информации агентства «Восток-Телеинформ», изначально против принятия законопроекта высказывались представители бурятского отделения КПРФ. Они отмечали, что на приведение всех нормативных актов в соответствие с новым законопроектом, потребуется не менее полугода. Также будут нужны дополнительные финансовые вливания за счет внутренних резервов.
В ответ на это представлявшая законопроект председатель комитета НХ РБ по госустройству Анна Скосырская сказала, что казне переименование обойдется в 1,5 миллиона рублей, но выделять дополнительные деньги не потребуется – сумма будет найдена и внутри администрации президента. Кроме того, она отметила, что законопроект внесли 26 депутатов, среди которых есть члены всех четырех парламентских фракций.
Однако оппозиционные партии на этом не успокоились. Представитель «Справедливой России» Владимир Гейдебрехт, известный противник внесения каких-либо поправок в конституцию вообще, отметил, что вопрос не так прост, как кажется. И дело не только в том, отметил он, как называть главу региона, а в том, что «надо задуматься, что Бурятия из себя сегодня представляет», куда движется и «сможет ли и дальше оставаться республикой». Лидер местного ЛДПР Игорь Бобков высказал мнение, что таким переименованием президент будет нивелирован до главы поселения.
Депутат-коммунист Сергей Будажапов сказал, что законодателей насторожило то, как поспешно было принято решение о переименовании должности руководителя региона. Раньше президент избирался всенародно, но потом выборы отменили. Теперь есть опасения, что этот процесс может оказаться не просто сменой названия. «Будет ли он, после того как станет главой, являться гарантом конституции республики Бурятия, будет ли защищать права и свободы жителей республики?» - вопрошает представитель КПРФ. Кроме того, по словам депутата, события последних дней показали, что глава государства вдруг может утратить доверие к региональному руководителю, и непонятно, как будут учитываться права граждан.
К консенсусу не пришли
На самой сессии не помог даже призыв президента Вячеслава Наговицына (который слово на парламентских заседаниях берет очень редко и только в крайних случаях) «не политизировать вопрос». «Это не тот случай, - увещевал он депутатов, - где можно ломать копья и выяснять отношения с федеральным центром. Изменение названия ничего не ухудшает, никак не сказывается на экономической ситуации».
Заодно напомнил коллегам о партийной дисциплине и единоросс Иван Калашников: «Фракция Единой России, - напомнил он, - как и другие фракции, рассмотрела законопроект и приняла решение поддержать. Прошу членов фракции иметь это в виду и голосовать в соответствии с принятым решением».
За принятие документа проголосовало 36 человек, против – 4, столько же воздержались, 11 человек не голосовали. При этом, стоит отметить, для принятия решения требовалось не менее 44 голосов «за» (2/3 голосов от установленного числа депутатов – 66 мандатов). Вопрос тут же был поставлен на переголосование. Впрочем, новая попытка ничего не дала, результаты остались почти теми же. После оглашения повторных результатов в зале в очередной раз раздались аплодисменты.
В связи с отсутствием консенсуса депутаты предложили перенести вопрос на следующую сессию и создать специальную рабочую группу. Очередное законодательное собрание состоится 2 ноября, и, очевидно, там станет ясно, удалось ли заинтересованным лицам сгладить острые углы.
Мнение экспертов
Эксперты считают, что волна переименований в регионах свидетельствует о прощании с эпохой всенародной выборности, а также о стремлении субъектов продемонстрировать лояльность федеральному центру. Руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев назвал результат голосования в Народном Хурале вполне логичным.
«В Бурятии исторически довольно сильный парламент на фоне других российских регионов. Там и избрание спикера проходило непросто, и отношение многих депутатов к администрации довольно критичное. Вполне логично, что и по поводу переименования у многих депутатов возник вопрос – зачем это надо?» - сказал Кынев в интервью GZT.RU.
По мнению политолога, никаких юридически внятных обоснований для переименования должностей региональных руководителей нет. Все обоснования сводятся к вкусовым и эстетическим вопросам о названиях. «Все это вкусовщина и кампанейщина, которая к федерализму не имеет никакого отношения», - отметил Кынев.
Справка:
Президентский пост в республике Бурятия был учрежден Народным Хуралом 23 ноября 1993 года. Первые президентские выборы в Бурятии прошли в 1994 году. Победу на них одержал Леонид Потапов, который затем еще дважды получал поддержку избирателей. Второй президент Бурятии Вячеслав Наговицын был утвержден на этот пост республиканским парламентом 10 июля 2007 года по представлению президента России.

Набережная Читы как решение городских проблем

Грязь и лужи больше всего не радуют забайкальцев весной

ОСОБОЕ МНЕНИЕ: Власть заплутала в критериях

Пьяный водитель врезался в дерево на Агинском тракте

«Берегите себя и своих близких». Дорожный коллапс снова в Чите
