Паровая любовь

Общество, 10:50, 11 октября 2010

Около 150 моделей рассказали читинцам историю поездов в России.

Из выставочного зала Железнодорожного музея на втором этаже вырывается толпа галдящих мальчишек: они перебивают друг друга, почти кричат, размахивают руками. Ещё бы! Только что им показали столько фантастических игрушек, которые взрослые важно называют моделями, что у любого пацана глаза от зависти загорятся! Паровозы, электровозы, вагоны пассажирские и грузовые, начиная с самых первых - тех, что колесили по дореволюционной России, и оканчивая суперскоростным "Сапсаном", который нынче стрелой летает от Санкт-Петербурга в Москву и из Москвы в Нижний Новгород.С таким же мальчишеским огоньком в глазах мимо витрин с экспонатами ходят два человека, которые привезли выставку "Чугунка в моделях" в Читу. Это Алексей Вульфов, председатель общества любителей железной дороги, и Владимир Филатов, руководитель секции моделизма.

Пока Владимир Юрьевич рассказывает о технической стороне дела любопытствующим, Алексей Борисович внимательно, как будто в первый раз, рассматривает старинную водонапорную башню.

- Мне не нравятся современные поезда. Старинные - вот это да. Вот посмотрите, - показывает он на башню и стоящий рядом тепловоз, - вот здесь живинка есть.

Живинку в грохочущих по рельсам великанах Алексей Вульфов разглядел с детства.

- Я с трёх лет говорил, что буду машинистом, но родители испугались, что это увлечение может увести меня из музыки.

Вспоминая об учёбе в "Гнесинке" - Гнесинском музыкальном училище, четырёх годах работы в Союзе композиторов и преподавании музыки в школе, Вульфов хитро улыбается: "Всё равно всё будет по любви". А первая и главная любовь его жизни - железная дорога и всё, что с ней связано. Разве что в машинисты по состоянию здоровья всё-таки не взяли, да жена к первой любви поначалу очень ревновала.

Бабушка стопкрана

"Модель нужно читать, как книгу", - говорит Алексей Вульфов. Как-то раз он остался сторожить выставку моделей ночью, так времени на сон не было, от моделей оторваться не мог, всё рассматривал.

- Вот взгляните, - показывает он на крохотный вагон дореволюционного времени, - видите ма-а-аленькие крючочки сверху? На них вешали верёвку, конец которой находился в кабине машиниста. В случае, если была необходима экстренная остановка, проводник дёргал за неё, и машинист останавливал поезд. Вот так получилось, что верёвка стала бабушкой стопкрана.

Алексей Борисович может часами говорить о том, что раньше тепловозы пассажирских вагонов красились в зелёный цвет и ездили на нефти, а грузовые - чёрным, и отапливались углём. В российских вагонах третьего класса для бедноты были деревянные лавки, в каждом вагоне была печка. А вот малоимущие в Германии ездили стоя, потому что в их вагонах лавочек не было.

- Зато какие шикарные были вагоны у нас, в России, для первого класса! Они дышали роскошью! Был такой сибирский поезд прямого сообщения, где были только вагоны первого класса. В вагоне была гостиная, а рядом, в купе, был фотоувеличитель, чтобы сразу напечатать фотографии, также можно было прямо из вагона заказать телефонный разговор.

В купе, проезд в котором могли позволить себе единицы, стоял один или два кожаных дивана, были рукоятки - заслонки, этакие кондиционеры, был душ, отдельный умывальник в купе, регулятор температуры и много других "штучек", глядя на которые, невольно проводятся параллели с днём сегодняшним.

Кстати, в моделях, представленных на выставке, многие из этих мелочей, даже размером в несколько миллиметров, есть. Каждое изделие здесь выполнено с максимальной точностью, с соблюдением всех параметров. Из труб паровозов идёт дым, и электровозы ездят, как настоящие, подгоняемые током, бегущим по тоненьким рельсам.

Праздник паровозов

Ни одного настоящего дореволюционного тепловоза или вагона в России не сохранилось. Авторам моделей пришлось не один год поработать в архивах, чтобы воссоздать облик и оснащение гордости российских железных дорог того времени.

- В Англии и Германии сохранили каждый экземпляр, - вздыхает Вульфов. - В Германии сегодня для туристов действуют 30 узкоколеек на паровой тяге, которые пользуются огромным спросом. Технику для этих дорог до сих пор изготовляют на заводах.

Стоном мечты для главного любителя железных дорог России стал паровозный праздник в Германии, который проводится дважды в год.

- Туда различные клубы приезжают на своих паровозах. Ездят два старинных тепловоза, их фотографируют молодые девушки. Сказка! Вы у нас видели, чтобы девушки хотели сфотографировать тепловоз и ехали за этим сотни километров!? Ну вот… Станки на том заводе стоят еще времён гитлеровской Германии, а на каждом вокзале за одну монетку ребёнок может поиграть с моделями. Есть специальные магазины, где их продают. А у нас один-единственный в Москве, да еще два, скорее похожие на небольшие отделы.

Мы долго говорили о том, что в Англии сегодня около 1 млн. человек увлекаются моделизмом, об отсутствии промышленного моделизма в России, о том, что до 1917 года вагоны разрисовывались рекламой не хуже, чем нынче - рекламные конструкции, о первых в мире железнодорожных мостах - русских. Еще говорили, что выражение "Крути, Гаврила!" пошло из тех времен, когда на железнодорожных составах не было тормозов, и, чтобы остановить поезд, человеку приходилось вертеть тяжеленную конструкцию. И товарные вагоны, перевозившие в огромных бочках спирт, в те времена закрывали наглухо.

Алексей Вульфов вспоминал Бунина и Платонова, а я думала о том, как это важно - по-настоящему преданно любить то, что делаешь. Как важно идти с этим по жизни. Как важно менять этим свою жизнь.

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
Мы используем cookies для корректной работы сайта и сбора статистических данных в Яндекс.Метрика, предусмотренных политикой конфиденциальности