Миру - мир, детям - beer
Подросток покупал журналисту "Забмедиа" сигареты и спиртное.
Когда мне было 16 лет, я не копила на новенький мопед, но вот сигареты в городе покупала совершенно спокойно. С тех пор минули годы, но в Чите по-прежнему спокойно продают табак и спиртное несовершеннолетним. В этом мы убедились, совершив небольшой рейд по торговым точкам нашего города и взяв с собой 16-летнего ученика одной из читинских школ.
"У него такой бас!"
Перед экспериментом я проинструктировала Дениса: "Если будут спрашивать, есть ли 18 лет, говори, что есть. А паспорт забыл дома". Но, как выяснилось позже, мои инструкции окажутся совершенно ненужными.
Для рейда мы выбрали густонаселенный район на Чите-1 с множеством продуктовых магазинов и киосков. Первый наш визит - в супермаркет известной сети, задача - купить шампанское. Денис выбирает бутылку, подходит к кассиру, девушка, не глядя на покупателя, просит купюры помельче - это единственное, что она сказала подростку. Когда Денис отоваривается, я подхожу и интересуюсь: "Вы знаете, что сейчас продали спиртное несовершеннолетнему?". Секундное замешательство и уверенный ответ: "Он совершеннолетний".
- Как вы определили это, не спросив паспорта?
- Ну я же вижу, что ему 18 лет.
Забегая вперед, скажу, что склонностью к ясновидению, судя по всему, обладают все работники торговли - подобные ответы пришлось выслушать во всех торговых точках, где мы побывали. К примеру, в торговой палатке неподалеку немолодая женщина-продавец, отпустив мальчику бутылку пива, говорит: "У него такой бас, какой же он несовершеннолетний?".
- А вы что, никогда паспорт не спрашиваете?
- Почему, спрашиваю, - не очень убедительно молвит женщина.
18 мне уже?
Недавно в СМИ прошла информация о том, что за продажу алкоголя несовершеннолетним продавцов будут лишать права работать в сфере торговли на срок до трех лет или отправлять на исправительные работы на год. Согласно федеральным законам, алкоголь и табак не должен продаваться лицам младше 18 лет. Ответственность за нарушение этого закона регулируется административным кодексом. Таким образом, предложение главы правительства переведет продажу алкоголя детям и подросткам в категорию уголовных преступлений. Но пока продавцы не боятся никого - ни бога, ни царя.
Между тем мы продолжаем наш рейд, и на этот раз Денис идет в киоск на автобусной остановке. "Дайте пачку сигарет", - просит он. Через пару секунд у него в руках пачка "More" - легко и без лишних слов. Стучусь в окошко: "Вы продали сигареты несовершеннолетнему". Продавец в замешательстве молчит примерно минуту, потом выдает уже набившее оскомину: "Ему на вид 18".
Наш дальнейший путь лежит в еще один продуктовый супермаркет неподалеку, там задача Дениса усложняется: надо купить пиво и сигареты одновременно. В полупустом магазине, где охранников и менеджеров больше, чем покупателей, подросток без очереди пробивает заданные наименования. И снова - равнодушие кассира, снова - молчание.
По словам Дениса, в районе, где он проживает, ему неоднократно приходилось покупать спиртное по просьбе родителей, и практически нигде он не встречал отказа. "Иногда с запиской от родителей ходил, иногда без. Только в одном магазине есть продавец строгая, она даже с запиской не продает спиртное".
"Мы его знаем, он постоянный покупатель!"
В чем же дело? Ни в одной точке никто даже не усомнился в совершеннолетии парня, хотя он выглядит строго на шестнадцать! Может быть, район неудачный - непуганые продавцы? Ну что ж, тогда отправимся в центр города. Приметив обычный продуктовый магазин в районе "Сувениров", мы заходим в него. У Дениса самое жесткое задание на сегодня - купить водку. Ну уж здесь-то должны возникнуть препятствия! Но нет - к моему ужасу Денису продают бутылку белой, ни на секунду не усомнившись в его совершеннолетии!
Я, разозлившись, спрашиваю двух тетенек-продавцов, зачем же они продали водку несовершеннолетнему? И тут начинается самое интересное. Мне весьма уверенно и даже назидательно отвечают:
- Так мы его знаем, он совершеннолетний, он здесь постоянно покупает. И мы уже видели его паспорт.
Забываю о гневе, мне становится смешно.
- Он не может здесь покупать постоянно, он живет в другом районе.
- Я вам точно говорю, я его знаю! Мы видели его паспорт! - не моргнув глазом врёт взрослая женщина.
- Не могли вы видеть его паспорт, женщина, я знаю этого мальчика, - отвечаю я на ее напор, устав бороться с наглостью и ложью.
- Значит, он нас обманул, - радуются тетеньки.
- Прежде всего, обманываете тут вы, - выхожу я из магазина. Результаты плачевные: ни в одной торговой точке несовершеннолетнему парню не отказали, ну а водка же просто добила. Неужели время, когда наконец дрогнет рука у продавца, сующего в руки ребенку крепкий алкоголь, не наступит никогда?
P.S. Эту статью просим считать официальным запросом на проверку соответствующими органами указанных магазинов, все данные о которых находятся в редакции.
Цифры:
На начало 2010 года в крае зарегистрировано 1017 несовершеннолетних, состоящих на наркологическом учете. Из них 57% или 584 пациента состоят на учете с алкогольными расстройствами. Более ста с лишним подростков в возрасте от 12 до 17 лет ежегодно проходят лечение в стационаре диспансера.
За первое полугодие 2010 года было поставлено на учет 650 подростков, примерно столько же, по словам зам. главврача Краевого наркодиспансера Оксаны Лякон, будет во втором полугодии. Самые активные месяцы, как утверждают наркологи, это зимние - именно на них приходится большее число приводов в наркодиспансер.
История и разруха: символы прошлого среди аварийного жилья
Осипов анонсировал выплату до 1,6 млн рублей для студенческих семей
3I/ATLAS: загадочная древняя комета или артефакт инопланетян?
Прогноз погоды на 7 декабря 2025 года
Депутаты: «Спасибо ЗабТВ», глава Минздрава края: «ЗабТВ - желтая пресса»