«Может быть, они просто где-то прячутся», -
с надеждой говорит мама Павла Украинцева, одного из двух молодых людей, пропавших полтора месяца назад в Новокручининске. Через несколько секунд молчания она тихо добавляет: «Хотя ушёл-то в домашних тапочках…»
Паша отправился из дома ночью с 16 на 17 октября на встречу с другом Алексеем Щербаковым. Просто вышел, как будто минут на тридцать. Ни того, ни другого нет дома уже почти пятьдесят дней.
- Мы в тот вечер были в гостях. Пришли, Паша спит. Мы только накрыли его одеялом, - Оксана Вениаминовна обеими руками будто снова накрывает сына тёплым пледом. – Просыпаюсь, а он телефоном светит, смотрит, пришли ли мы. Он последнее время боялся за нас, только ничего ведь не рассказывал, - на глаза женщины наворачиваются слезы.
Два, по сути, мальчика – их родных мальчика, как будто в воду канули. И родители до сих пор могут только догадываться, что случилось с их детьми в ту ночь, и где они сейчас находятся.
По факту исчезновения молодых людей было заведено уголовное дело по статье «похищение».
«Наши мальчики»
- Лёша никогда ни с кем не дрался, - вспоминает его бабушка Валентина Дмитриевна. – Он очень добрый, отзывчивый. Не было от него никаких неприятностей. А ещё он замечательно готовит. Завтраком всю семью может накормить. А мне как помогал…
Бабушка несколько раз в неделю вместе с родителями пропавших парней мотается в Читу, ходит по кабинетам, пишет письма, обивает все возможные пороги.
- Они в субботу, накануне, учиться в Читу ездили. Павел даже на занятиях был. Наш-то, хотя занятий не было, тоже почему-то в Читу ездил. Приехали они вместе. Кто видел, говорят: шли, толкались, всё нормально было. Вечером у тётки Лёши был день рождения. Он там побыл немного, а потом пошёл в бар. В баре где-то после 12 раздался звонок, после которого Лёша перезвонил Павлу, и они ушли вместе, - рассказывает бабушка Алексея Щербакова. – Парни-то домашние, не конфликтные.
- Паша всегда говорил, что дела решать надо не кулаками, а мозгами, - подхватывает Оксана Украинцева.
Тихо, как будто боясь прошедшего времени, в котором приходится рассказывать о любимых делах сына в школьные годы, она вспоминает о том, что он любил возиться с деревом: делать полки или подставки. А однажды попросил родителей купить кроликов, за которыми ухаживал сам.
- Пока не пропал, - Оксана Вениаминовна смотрит в пол перед собой. Как даётся школьной учительнице каждый день ожидания сына, знает только она. Обычные 24 часа для родных пропавших молодых людей ежедневно оборачиваются сжимающимися, как горящий лист, годами жизни.
Оба парня в своих семьях были опорами.
- Он деревенский, - говорит Оксана Украинцева о своём сыне. - Мы держим хозяйство. Он у нас с детства к работе приучен. Печки, вода на нём. У Алёшки родители занимаются предпринимательством, там доход немного повыше. Я работаю в школе учителем, муж периодически то работает, то без работы. То есть лишних денег нет. Паша всегда с пониманием относился к этому. Даже на поездки у него чётко на день была ограничена сумма. Если что-то оставалось, он всегда подкапливал: на дни рождения в семье пусть маленький подарок, но сделает.
Паша окончил лицейский класс, на «отлично» сдал ЕГЭ по математике и без проблем поступил в ЧГУ на бесплатное отделение. Его будущая профессия – инженер-энергетик. Лёша учится в том же вузе на экономиста: для семейного дела, пусть и такого небольшого, как у его родителей, нужен свой «бухгалтер».
Первые результаты следствия
2 декабря следственный комитет сообщил, что Павла и Алексея 10 ноября якобы видели возле храма по ул. Амурская в Чите.
На сайте СУ СКП сообщается, что в ночь с 16 на 17 октября 2010 года жители поселка Новокручининск Читинского района Алексей Щербаков и Павел Украинцев пошли вдвоем по направлению к улице Заводская станции Кручина на встречу с родственником управляющего автостоянки, где ранее в качестве сторожа работал Украинцев, и до настоящего времени не вернулись. В августе 2010 года во время дежурства Украинцева на автостоянке неизвестные забрали автомашину марки «Тойота-Лэнд-Крузер-200». Предположительно, между Щербаковым, Украинцевым и человеком, назначившим встречу, произошел конфликт, причиной которого явилось требование последнего о возврате денежной суммы.
По данному факту следственными органами Забайкальского края возбуждено уголовно дело по признакам похищения людей.
В настоящее время проводятся следственные и оперативно-розыскные мероприятия, направленные на установление полученных в ходе следствия сведений и местонахождения без вести пропавших.
Расследование уголовного дела продолжается.
Кручина по пропавшим детям
Алексей Щербаков и Павел Украинцев – не единственные, кто исчез в небольшом по числу жителей посёлке за последние месяцы. В августе этого года здесь же без вести пропал 14-летний Михаил Большешапок.
Сегодня в посёлке Новокручининский, который в обиходе называют Кручиной, объявлен сбор подписей под обращением к губернатору. Жители просят Равиля Гениатулина предотвратить похищения детей в посёлке и поспособствовать поискам, которые ведутся сегодня.
«Больно смотреть на убитых горем родных пропавших мальчиков. Мы теперь боимся за собственных детей. Такое впечатление, что к нам вернулись лихие девяностые», - говорится в обращении. Под этими строчками подписались уже более 60 человек. Сбор подписей ещё не окончен.
В то же время родители Лёши и Павла написали обращение к президенту РФ Дмитрию Медведеву. Документ передан в забайкальскую приёмную первого лица государства.
Редакция ИА «Забмедиа» и газеты «Экстра» просит всех, кто знает что-либо о судьбе пропавших без вести Михаила Большешапок, Павла Украинцева и Алексея Щербакова, сообщить об этом в Следственное Управление следственного комитета при прокуратуре РФ по Забайкальскому краю либо в редакцию ИА «Забмедиа».
В регионе зарегистрировали 22 случая незаконной рубки леса
На трассе, ведущей в Забайкалье, продолжают убирать снег
Крупная махинация со стройкой школ на Дальнем Востоке
История и разруха: символы прошлого среди аварийного жилья
Почему так трудно получить водительское удостоверение — взгляд изнутри системы