Вопрос о большом брате
В международном сотрудничестве у Забайкальского края есть серьёзные проблемы.
3 февраля 2011 года на коллегии министерства международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма Забайкальского края был озвучен доклад, который после публикации на сайте краевого Заксобрания стал, по меньшей мере, поводом для долгих раздумий. Поводом пропустить мимо реверансы и рассказы о плодотворном сотрудничестве Забайкальского края, который представляет в данном случае чуть ли не всю Россию, с Китаем и попытаться вслух произнести то, о чём вот уже сколько лет говорят простые жители нашего региона: проблемы в сотрудничестве есть, причём весьма и весьма серьёзные.
Сотрудничество – не цель, а инструмент
Серьёзный удар по положению Забайкальского края не только в хозяйстве России, но в региональном сегменте Северо-Восточной Азии сыграла нехватка финансов, столь необходимая для развития социально-экономической сферы нашего региона, считают авторы доклада.
Для того, чтобы увидеть это, нужно вспомнить объёмы финансирования многих социальных программ и проектов, на которые в последние годы выделялись копейки просто для поддержания видимости жизни этих программ, либо строчки финансирования и вовсе пустовали.
Авторы доклада сравнили ряд основных экономических показателей развития Забайкальского края. Причём даже не с его региональной парой – Автономным районом внутренняя Монголия, а с приграничным китайским городским округом Хулунбуир.
Так, если валовый региональный продукт Забайкальского края в 2009 году составил почти 154 млрд. рублей, то этот же показатель за это же время в Хулунбуирском аймаке был в два с лишним раза выше забайкальского показателя.
Из всех данных, по которым был проведён анализ, Забайкальский край был первым лишь в категории «экспорт», хотя разрыв там оказался минимальным (соотношение 1:0,88 в пользу Забайкальского края). В это же время объёмы импорта разнятся уже в шесть раз не в нашу пользу.
Помимо этого, объёмы внешнеторгового оборота Забайкальского края отстают более чем в четыре раза, производство электроэнергии – в 2,13 раза, добычи угля – почти в четыре раза. Если поставить на весы население края и аймака, то они с грохотом ударятся о китайскую землю: число китайских жителей только этой крохотной части приграничья в 2009 году превышало население нашего края в 2,43 раза. В наших полях пасётся в 24 с лишним раза меньше скота, нежели там. Вот такая занимательная математика.
В перспективе авторы доклада обещают нам устойчивый рост отставания Забайкальского края от Хулунбуира, который выступает основным действующим лицом в отношениях внутри регионального треугольника приграничных областей России, Китая и Монголии.
Есть что предложить?
Слабость народного хозяйства, узость экспортной базы в Забайкальском крае создали условия, когда говорить о полноценной двухсторонней торговле уже трудно. С каждым годом, считают авторы доклада, Забайкалье всё сильнее уступает своему основному торговому партнёру – Китаю, и поэтому нам нечего предложить, кроме одной-двух позиций с низкой степенью переработки. Как тут не вспомнить про древесину?
Китай получил возможность определять вероятные направления торговой политики. Как любой рачительный хозяин, эта страна будет заинтересована в сохранении позиции превосходства в этой отрасли. Авторы доклада называют её колониальным обменом сырья на продукты питания. К сожалению, такое соотношение сил только усугубит отставание и зависимость позиции одного региона от другого.
Всё ли видно из Москвы?
Примером неадекватности действий федеральных властей по выправлению описанной ситуации стало введение правительством РФ ограничительных ввозных таможенных пошлин на круглый лес. Авторы доклада называют подобные действия шоковой терапией для Забайкальского края. Эта мера не стала стимулятором для развития и создания производств по глубокой переработке древесины внутри страны и ухудшила и без того сложное положение во внешней торговле Забайкальского края.
Огромную роль в стабильном, уверенном развитии нашего региона играет экономически необоснованное распределение источников доходов между бюджетными уровнями. Значительные суммы налоговых отчислений, которые могли бы стать основой выхода Забайкальского края из столь сложной ситуации, край не видит: деньги уходят в федеральный центр.
«До сих пор остаётся открытым вопрос о принятии даже выхолощенного и декларативного проекта федерального закона «Об основах приграничного сотрудничества в Российской Федерации». Неоправданно затягивается принятие внесённого в Государственную Думу ещё в апреле 2009 года проекта Федерального закона «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», - говорится в документе.
Два вызова Забайкалью
Вызовами для нашего региона исследователи считают снижение экспортных пошлин на вывоз круглого леса, которое может последовать после вступления России во Всемирную торговую организацию и которое повлечёт за собой ситуацию 2007 года, «когда в условиях рекордных объёмов экспорта наблюдались весьма неблагоприятные явления. А главное бурный рост сырьевого экспорта не обслуживал коренные интересы развития территории, не приводил к формированию фондов на модернизацию лесной отрасли».
Однако главная проблема заключается в том, что если сегодня не начать принимать кардинальные меры по укреплению депрессивных приграничных регионов, и, в частности, Забайкальского края, то процессы отставания Забайкалья как от передовых регионов России, так и от сопредельных территорий Китая будут законсервированы, а точка невозврата пройдена.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ: Власть заплутала в критериях

Депутат Григорьев вновь поднял тему льготных лекарств

«Берегите себя и своих близких». Дорожный коллапс снова в Чите

Россия ускоряет реформу ТКО: новые правила для сортировки и переработки отходов

Сотрудники Росгвардии за неделю задержали более 35 человек за нарушения закона
