От Стамбула до Читы

Общество, 10:09, 16 марта 2011

Имам-хатыб Ришат Сайдашев о мечети, исламе и дружбе народов.

Ришата Сайдашева, нового имам-хатыба Читы и Забайкальского края, можно назвать самым активным исламским лидером последних лет. С момента своего приезда 15 декабря прошлого года он успел трижды встретиться с губернатором, познакомиться с журналистами, принять участие в возрождении татаро-башкирского центра и, что, пожалуй, самое главное, прочитать ни один десяток проповедей.

На столпе ислама

Пять обязанностей, пять столпов ислама возложил Аллах на каждого мусульманина. Одна из них – ас-салат, ежедневная пятикратная молитва, называемая также намазом. И если все недельные намазы совершаются, где придётся – дома или на роботе, то на пятничную дневную молитву верующий приходит в мечеть.

Вот и 11 марта молитвенный зал на втором этаже читинской мечети заполняется прихожанами. Входя в храм, они разуваются, совершают короткую молитву и усаживаются на пол, покрытый толстым зелёным ковром. Сотни пар обуви тесными рядами выстраиваются на предназначенных им полках – с каждой неделей в мусульманский храм приходит всё больше и больше верующих, и кажется, что однажды она не сможет вместить всех желающих.

Пока не прозвучал азан – призыв к молитве, мусульмане переговариваются, шутят или сосредоточенно смотрят куда-то вперёд, на михраб – нишу в стене, обращённую в строну священного города Мекки. Вот сидят, облокотившись на стену, добродушные таджики. А вот улыбаются, оживлённо беседуя, татары. Подобрав под себя ноги, шепчет святые слова пожилой кавказец. Рядом с ним – киргиз с небольшой, «хошиминовской» бородкой.

К минбару – кафедре для проповедника, проходит новый имам-хатыб Ришат Сайдашев, назначенный Советом муфтиев духовным руководителем мусульман Забайкалья. Обращаясь к собравшимся, он призывает их стремиться к знаниям: «Нужно совершать намаз не по привычке, не потому, что «так заведено», а сознавая, что и как ты делаешь, для чего молишься, что означают слова твоей молитвы».

По завершению проповеди – хутбы, в храме раздаётся призыв к молитве, и верующие выстраиваются в тесные ряды. «Аллаху Акбар!» - «Аллах велик!» раскатывается по мечети. Затем произносится шахада – свидетельство: «Нет божества, кроме Аллаха, и Муххамад – посланник Аллах». В идеале азан должен звучать на всю округу, подобно православным колоколам, созывая верующих на молитву. Однако подобные правила не устроили руководство близлежащего детского сада №71, потребовавшего несколько лет назад убрать с мечети мегафон. Что и было сделано.

Намаз окончен. Прощаясь с друзьями, верующие покидают мечеть, а мы с имам-хатыбом проходим в его кабинет на первом этаже храма. Одну из стен здесь с недавних пор украшает плакат с надписью «В дружбе народов – единство страны».

Чтобы не было страха

- Ришат Рашидович, как вы пришли к вере?

- Я родился в 1985 году в Омске. Году в 1997-м заинтересовался религией, начал посещать воскресную школу при местной мечети. Когда по окончании средней школы встал вопрос, где продолжать обучение, я, посоветовавшись с родными и духовными учителями, принял решение поступить в филиал Исламского Университета в Москве. После года учёбы был направлен для стажировки в Турцию. Диплом на титул «муфтия» защитил в Истамбуле, а окончил обучение – в Исламском Университете Уфы, пройдя перед этим преддипломную практику в Чебоксарах. Был ответственным по взаимодействию с УФСИН по Республике Чувашия, а когда Совет муфтиев предложил поехать в Читу, не раздумывая, согласился.

- У вас есть планы по развитию мечети?

- Вы сегодня увидели: храм скоро не сможет вмещать всех желающих, поэтому есть мысль расширить его за счёт обустройства внутри балконов. На первом этаже думаем ещё одно помещение для мужчин сделать. Нужно провести косметический ремонт. В планах – построить во дворе мечети медресе – школу, в которой верующие смогли бы обучаться арабскому языку и основам ислама. Хочется создать детскую площадку.

- В прошлом не раз высказывалось предложение построить в Чите вторую, большую по размерам мечеть.

- Об этом рано говорить. Нужно вначале воплотить задумки, связанные с этим храмом.

- 2 марта вы приняли участие в возрождении татаро-башкирского культурного центра «Чишма». Татары должны играть в жизни читинской мечети большую роль?

- После первого заседания «Чишмы», люди стали поговаривать: «Новый имам татар тянет». Но это не так. Для меня татары, башкиры, узбеки и представители других народов – равны. Они все для меня – братья! Но, приехав в Забайкалье, удивился: здесь нет аксакалов, старейшин, бабаев. Я вижу, что те мусульмане, кто недавно переехал в Забайкалье с Кавказа или из Средней Азии лучше знакомы с религией, чем старожилы. Коренные жители, татары и башкиры, очень мало знают об исламе и его традициях. И моя цель как духовного лидера – вернуть этих людей к вере.

- Не только мусульманская община, но и всё Забайкалье состоит из разных народов. Так сложилось, что здесь всегда проживали последователи различных религий. Как у вас складываются отношения с ними?

- У меня установились хорошие отношения с епископом Евстафием и Баир-ламой. Есть идея создать в крае Межконфессиональный совет, в который бы вошли представители традиционных конфессий. Ведь нам приходится решать много общих проблем – бороться с наркоманией, алкоголизмом и другими общественными «болезнями». Делать это сообща было бы легче!

- Какое впечатление произвёл на вас губернатор края?

- Здесь хороший губернатор. Я присутствовал на его Послании к Законодательному собранию, и мне понравилось, что он говорил не только о достижениях, не витал в облаках. Равиль Фаритович выделял как «плюсы», так и «минусы». Самокритичность – хорошее качество! У нас была и рабочая встреча, мы обсуждали, чем власть может помочь нашей общине. И как мусульмане, в свою очередь, будут решать некоторые существующие проблемы.

- Ришат Рашидович, в обществе много стереотипов, связанных с исламом. Есть люди, которые пугаются при виде бородатых мужчин в национальной одежде или женщин в хиджабах. Как преодолеть эти страхи?

- На прошлой неделе, во время проповеди, я говорил: «Если ваш внешний вид причиняет вред религии, пугает людей, лучше от него отказаться. Ведь мы живем в России, а не в той стране, где большинство – мусульмане». С другой стороны, людям тоже нужно объяснить, что такое ислам. Надо проводить постоянную работу, в том числе давая интервью и вашему изданию!

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
Мы используем cookies для корректной работы сайта и сбора статистических данных в Яндекс.Метрика, предусмотренных политикой конфиденциальности