«Яхве», «Лалита» и «Изморозь»,

Общество, 17:14, 28 марта 2011
или Каламбуры имиджмейкеров

В толстых журналах, которые вкупе с «рвотными» пакетами выдают авиапассажирам, есть длинные перечни гостиниц. По их названиям можно создать образ любого города. В Казани вам предлагают отель «Сафар», а в Иркутске – дом отдыха «Байкал». В Мурманске, судя по списку, есть гостиница «Огни Мурманска», в Сургуте – «Медвежий угол», а в Магадане и вовсе «Изморозь». А какие сюрпризы преподносят вывески Читы?

Кока-колокол

«На большом пустыре стоял палевый телёнок и нежно лизал поржавевшую, прислонённую к одиноко торчащим воротам вывеску «погребальная контора «Милости просим», - писали Ильф и Петров о городке N. Ох, и порадовалась бы писательская ирония, окажись авторы «Двенадцати стульев» в Чите!

Ведь, спускаясь по улицы Богомягкова, вы вначале встречаете поминальное агентство «Хэлп», гробовщики которого, видимо, полагают, что именно это слово кричит большинство россиян в трудную минуту. Затем натыкаетесь взглядом на рекламу фирмы «Лалита», чьё название происходит то ли от безграмотно написанного имени Лолита, то ли от слова «лал» - так на Руси именовали рубины. Неподалёку – кричащий баннер торговой сети «Барис», и тоже не ясно: это «Борис», написанный по принципу «как слышу», или наименование ветхозаветной крепости?

В отдельную графу стоит вынести любителей старины: тех, кто вставляет в названия своих фирм пресловутый «ерь». Причём, делая это, руководствуется не нормами языка, а принципом «так красивше!». Как итог - вывески «НерЪчинские колбасы» и «МиллионЪ».

Особенно читинские предприниматели любят божественную сферу, отдавая пальму первенства героям Гомера и Гесиода. Сверкающие эмблемы салонов красоты «Гермес», «Олимп», «Пегас» и «Афродита» зазывают прохожих: «Загляните к нам и станете небожителем!». А «Дионисы» и «Вакхи» напоминают: «In vino veritas». Следом по популярности идут экзотичные образы восточных верований: пиво «Реинкарнация» (страшно представить, что ждёт тебя наутро), чай с танцующим Шивой на коробке, или авиакомпания, разместившая на своём логотипе Будду.

Хорошо «расходятся» библейские образы, даря потребителям вывески турфирмы «Адам и Ева», этикетки коньяка «Ной», всевозможные «секреты ангела» и даже «Иерихон» - на кафе с таким названием натолкнулся в Москве. Обедать в нём, честно говоря, не захотелось. В Чите есть и более экстравагантный вариант - салон гаданий, названный, ни много – ни мало, именем Бога - «Яхве»!

И уж отдельного внимания заслуживает стрип-клуб «Рай», распахнувший свои двери в Чите в начале марта. По стечению обстоятельств, открылся он именно в одном из «олимпов» нашего города. Танцовщицы в костюмах мальвин, девушки с метровыми ресницами, прокуренный бар… Обстановка, мягко скажем, на любителя.

«Коммерческая идея: объявить тендер на отливку колоколов для Храма Христа Спасителя. Кока-колокол и Пепси-колокол. Пробка у бутылки в виде золотого колокольчика», - изгалялся герой романа «Generation «П» Вавилен Татарский, а выпущенные им «джины» находят приют на рекламных растяжках забайкальской столицы.

«Ерь» в законе

- Предпринимателей понять можно, хотя не хочется, - говорит географ и специалист по топонимам Юрий Руденко. – Их цель – привлечь покупателей. В погоне за рублём они часто переходят как языковые, так и моральные границы. А в результате отпугивают потенциальных клиентов, которых коробят вычурности и жаргонизмы. Ещё бизнесмены любят давать своим «лавочкам» итальянские или испанские названия, делая при этом массу ошибок. Так на наших улочках появляется смесь французского с нижегородским. Единственный, на мой взгляд, выход - высмеивать такие конторы.

Но существуют ли административные способы борьбы с рекламными выкрутасами?

- К сожалению, всякая «ерь» у нас в законе! – отвечает краевед Андрей Букин, создавший раздел «ВывИска» на портале «Старая Чита». – Предложение организовать экспертную группу по названиям неофициально поднималось на заседании комиссии по символике нашего города. Однако при попытке ввести такого рода цензуру, мы наткнёмся на ряд непроходимых мест. Непроходимых, как с точки зрения законодательства, так и с точки зрения его исполнения. Ситуация с читинской рекламой отражает уровень грамотности читинцев. Ведь чем грамотнее население, тем меньше казусов на улицах. Их, по Дарвину, «рыночный отбор» отсеивает: где гарантия, что продукт с ошибкой в названии не сделан с ошибкой в технологии?

Что же это за «непроходимые места», позволяющие гадалкам собираться в салоне «Яхве», а девушкам танцевать вокруг пилона в баре «Рай»?

- У нас есть Федеральный Закон №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления». В нём чётко прописаны функции городской комиссии по символике. Она контролирует наименования улиц, проспектов и площадей. Но заголовки гастрономов и бакалей в юрисдикцию не входят, - объясняет сотрудник городской администрации Александр Лыцусь. – Конечно, при регистрации предприятия, представители власти смотрят, какое имя дано фирме. Но зачастую всё сводится к отсеиванию нецензурной лексики. Прочее проходит, как по маслу.

Однако на появление в краевом центре стрип-бара «Рай» и салона гаданий «Яхве» с негодованием отреагировали представители Православной Церкви, Буддийской Сангхи и церкви евангельских христиан.

- Мы можем закрыть глаза на небольшие ошибки или опечатки, но глумления над священным допускать нельзя! – заявил настоятель Читинского дацана Баир Цымпилов.

- Есть такое понятие как «кощунство». И мне кажется, что тем людям, которые назвали именем Господа оккультное заведение, либо соотнесли с раем какой-то греховный центр, их кощунство вернётся бумерангом. Подобные деяния не остаются без последствий, и они обязательно это на себе почувствуют, - добавил пастор церкви «Спасение в Иисусе» Андрей Панасовец.

А пока «ерь» в законе, мы обращаемся к читателям: присылайте фотографии безграмотных и оскорбительных вывесок в редакцию «Экстры» или на сайт ИА «Забмедиа.Ру». Из них будет составлен хит-парад чёловеческой глупости, одержать верх над которой можно лишь юмором.

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
Мы используем cookies для корректной работы сайта и сбора статистических данных в Яндекс.Метрика, предусмотренных политикой конфиденциальности