Сергею Маркидонову исполнилось бы 50…

Общество, 09:24, 29 апреля 2011

Сегодня, 29 апреля, на здании филологического факультета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета предполагалась установка мемориальной доски депутату Государственной Думы Сергею Александровичу Маркидонову в связи с 50-летием со дня его рождения.

Давно готовившееся мероприятие не состоится в связи с тем, что мемориальная доска стала последней и, к сожалению, незавершенной работой художника-графика, скульптора Николая Полянского, ушедшего из жизни 13 апреля.

Тем не менее, в день рождения Сергея Маркидонова мы хотим напомнить нашим читателям об этом человеке. Он родился пятьдесят лет назад – 29 апреля 1961 года, а погиб, когда ему было всего 34 года: во время избирательной кампании, в ноябре 1995 года, в городе Петровск-Забайкальский. Официальная версия на тот момент была такой: его охранник Евгений Федоров, решивший зачем-то на ночь проверить оружие, сделал случайный выстрел, убив Сергея и ужаснувшись содеянному, застрелился сам. Прошли годы. Многие родные и друзья С. Маркидонова и Е. Федорова, а также представители группы «Стабильность» с самого начала отвергли эту версию, настаивая на политической подоплеке происшедшего. Но до сих пор нет ответов на вопросы: кто? за что? почему? Дело сдано в архив…

Свои воспоминания о своем сыне корреспонденту ИА «Забмедиа.Ру» предоставила его мама – Лидия Ивановна Маркидонова.

От первой пятерки до депутатского мандата

«29 апреля 1961 г. в маленьком забайкальском селе Новоберезовское родился Сережа Маркидонов. 1 сентября 1968 г. поступил учиться в 1 класс местной школы. Немолодая учительница Гульева Анна Ефремьевна вводит его в мир письма и чисел. Читать он научился еще до школы и всю жизнь не расставался с книгой. В начальных классах увлекался рисованием, любил подвижные игры, отличался ровным характером и трудолюбием. Проучился в этой школе восемь с половиной лет, был активистом во всех школьных делах: были ли это воскресники по уборке территории или сбору металлолома, спортивные соревнования, школьные, районные и областные олимпиады, художественная самодеятельность.

По итогам каждого года получал похвальные листы (грамоты) за отличные успехи в учебе и примерное поведение. В 1973 г. решением Шилкинского райкома комсомола был направлен во Всесоюзный лагерь «Орленок», где подтвердил данную ему ранее характеристику.

Будучи учеником 9 класса (уже Нижне-Станской средней школы), по результатам областной олимпиады школьников был направлен в заочную физико-математическую школу при Новосибирском государственном университете, которую и окончил за два года.

Я думаю, что нелишне сказать, что в его работе была определенная система. Так, главное, он очень внимательно изучал материал на уроке, поскольку всегда сидел на первой парте (из-за зрения). Дома же только восстанавливал то, что слышал, изучал на уроке, пытался углубить материал, подтвердить каким-то дополнительным материалом. Рано начал пользоваться справочной литературой, разными энциклопедиями и т.д. А в раннем детстве очень любил пересказывать прочитанное. Он обладал феноменальной памятью и одновременно шлифовал язык.

С февраля 1977 г. по июнь 1978 г. учился в Нижне-Станской средней школе, окончив которую, получил Похвальную грамоту за особые успехи в изучении русского языка, литературы, математики, истории, географии. Физики, химии, биологии, физкультуры и обществоведения.

Учился Сергей без напряжения, с удовольствием познавал что-то новое. Контроля за его подготовкой к занятиям не требовалось, он все успевал, часто помогал товарищам, так что отношения с соучениками у него были абсолютно нормальными, конфликтов не было никогда.

Дома тоже был хорошим помощником, умел делать все, даже сено косил великолепно, колол дрова, ходил за скотом и птицей, помогал воспитывать младшего брата, ухаживал за больной бабушкой.

Школа окончена. Необходимо думать о будущем, и он едет в Ленинград учиться философии в академии. Но хоть все экзамены сдал на «отлично», не поступил. И виной тому было отсутствие трудового стажа.

Вернулся Сережа в Читу и поступил на физмат Читинского госпединститута им. Чернышевского (теперь педуниверситет). За первый год он, учась на двух факультетах одновременно (математическом и историческом), все экзамены сдал на «отлично» и остался на историческом факультете. Особых сложностей он не испытывал и здесь, учился хорошо, занимался общественной, научной работой.

Комитет ВЛКСМ Читинского пединститута наградил его грамотой за участие в третьем трудовом семестре в отряде «Прометей». Читинский областной комитет ВЛКСМ тоже наградил студента грамотой за активное участие в областной конференции 1Х Всесоюзного конкурса студенческих работ по проблемам общественных наук, истории ВЛКСМ и международного молодежного движения, посвященного ХХН1 съезду КПСС.

1982 год стал годом окончания института с красным дипломом. Молодого выпускника оставляют в родном институте преподавателем кафедры политэкономии. Как молодой ученый в процессе работы награждается Почетной грамотой за занятое 1 место в конкурсе молодых ученых в области общественных наук.

В соавторстве с Д.Э. Селютиным в общественных СМИ публикует серию материалов о проблемах развития нашего общества «Социализм без чувств», за что удостоен Почетной грамоты Читинского областного комитета ВЛКСМ и редколлегии «Комсомольца Забайкалья» как экономист за победу в конкурсе М. Гоберника.

В эти же годы Сергей учится в аспирантуре при Ленинградском госпедуниверситете, который заканчивает в 1988 г. с присуждением ученой степени кандидата экономических наук. А в 1990 г. получает диплом специального факультета по переподготовке кадров по новым направлениям науки, техники и технологии Новосибирского госпедуниверситета.

Последнее место учебы – Российская академия управления, закончить которую помешала трагическая гибель. Это все о том, как много знал Сергей, как любил учиться, каким был профессионалом.

А теперь коротко о работе.

С октября 1991 г. возглавлял Комиссию по экономической реформе Читинского облисполкома. В декабре 1991 г. он назначен на должность председателя Фонда имущества Читинской области. Благодаря глубоким знаниям, профессионализму, своей доброжелательности и порядочности молодой специалист пользовался большим авторитетом среди коллег, руководителей промышленных предприятий города и области.

В декабре 1993 г. он одержал убедительную победу и был избран депутатом Государственной Думы по Читинскому избирательному округу № 188».

О самом страшном

«Страшно, тяжело начинать рассказ о самом горьком, невыносимо горьком – о гибели нашего сына Сергея. Случилось это 26 ноября 1995 года. Время было трудное, переходное, работал сын в то время в Государственной Думе. Заканчивался второй год его избрания, работа была плодотворной, много сделал он как депутат от Читинской области для своего региона. Выбивая деньги в эту пору повсеместного безденежья для земляков-забайкальцев, отказался даже от своей зарплаты, пока не будут выплачены деньги в регионе. Никто и подумать не мог, что это были его последние полгода. Кому он помешал? У кого поднялась рука на этого человека? До сих пор неясно. Но это случилось. Как мы пережили эту беду – одному Богу известно. Плакали, таясь друг от друга, жалея и оберегая один другого.

В это время мой муж, Александр Васильевич, уже перенес один инсульт. Я очень боялась за него. Но он поставил перед собой цель – узнать, кто и за что убил нашего сына. Мы объездили всю область, пытая всех экстрасенсов, «ясновидящих», поскольку правоохранительные органы ничего выяснить не могли. Сколько было пролито слез, как разрушено здоровье…

Спасли нас второй сын, что был в то время с семьей в Чите, часто навещал нас, помогал во всем, и невестка – жена Сергея. Каждый год она присылала нам его детей – Юру и Сережу. В заботе о внуках, продолжении сына на земле, в общении с родными и друзьями мы как-то пережили это горе. Надо сказать, что добрые люди сопереживали нам, разделяли наше горе, часто навещали нас, пытали отвлечь, помочь, чем могли. Но долго еще болели наши сердца, да и иначе быть не могло. Плакал отец, когда слышал о чьей-то беде, живо вспоминая свою. Допустим, передают по телевизору, что где-то в Карелии упал вертолет, погибли два человека – Александр Васильевич сидит, заливается слезами.

Нельзя сказать, что официальные органы власти так же понимали нас. Пенсионный фонд Читинской области ничего не сделал, чтобы был выполнен закон РФ «О жилищном, материальном обеспечении и медицинском обслуживании семьи С.А. Маркидонова», принятый 5 декабря 1995 года Государственной Думой и подписанный 28 декабря 1995 года президентом Российской Федерации Б. Ельциным. Московское правительство сразу же приняло этот закон к действию, у нас же…

Прошло более 10 лет, когда мы узнали об этом законе. Надо было прогнать нас более чем через 10 судов, пока не назначили нам пособие за погибшего сына. И то сделано это было только после нашего обращения к Председателю Государственной Думы Грызлову. Спасибо, что довольно быстро вопрос был рассмотрен, и высокие чиновники взяли его на контроль».

P.S.

По словам начальника управления по внутренней политике краевой администрации Александра Беспечанского, работа над мемориальной доской будет завершена, и в ближайшие дни состоится ее торжественное открытие.

Поминать по русскому обычаю Сергея Маркидонова сегодня будут во многих уголках страны…

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"