Из Карымской - на Китай
8 июня у станции Карымская Забайкальской железной дороги началась новая история. Впервые отсюда на Южный ход магистрали пошёл поезд на электрической тяге. Старт движению дал президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин.
С Божьей помощью
Но перед тем как отправился первый грузовой состав по электрифицированному участку Карымская - Оловянная, участникам события предстояло возложить первый камень под алтарь будущего храма во имя чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийского, одного из самых почитаемых в народе святых, покровителя всех странствующих и путешествующих, а значит, и железнодорожников.
Сто двадцать лет назад, с началом строительства дороги, железнодорожниками на каждой крупной станции строились храмы. Их в народе так и называли - «железнодорожные». Указом императора Николая II на средства дороги и частные пожертвования были возведены Иоанно-Предтеченский храм на станции Чита, а на станции Хилок – Николо-Александровский храм. Петро-Павловский храм построили на станции Могзон, в Адриановке – Константино-Елененский, а на станции Оловянная – Сергиево-Елизаветинский храм.
- Возводить храмы на железнодорожных станциях - замечательная традиция, установленная более ста лет назад строителями транссибирской магистрали, - сказал Владимир Якунин. - Сегодня на станции Карымская она продолжится.
Чин освящения будущего храма и закладки капсулы с грамотой и частицей мощей святителя Димитрия Ростовского совершил епископ Читинский и Краснокаменский Евстафий.
Проект на 26 миллиардов
От работы станции Карымская, которая расположена на пересечении Транссиба и южного направления Забайкальской дороги, зависит жизнь всей магистрали. Ведь в локомотивном депо Карымской проводится размен электровозов четырёх дорог - Дальневосточной, Забайкальской, Восточно-Сибирской и Западно-Сибирской. На этой станции формируются поезда в трёх направлениях, в том числе - на Китай.
В 2005-2007 годах на участке Карымская – Забайкальск прошла полная реконструкция, построены вторые пути. В 2007 году начался второй этап работы - электрификация участка Карымская – Оловянная, длина которого - 148,4 километра. При этом ОАО «РЖД» инвестировало в проект 26,5 миллиардов рублей и ввело в эксплуатацию объекты стоимостью 14,8 миллиарда.
Специалисты считают, что полностью инвестиционный проект реконструкции южного направления ЗабЖД окупится за девять лет, а качественное обновление участка Карымская – Оловянная позволит железнодорожникам сократить эксплуатационные расходы на 720 миллионов рублей ежегодно.
По словам Якунина, уход от дизельной тяги улучшит экологию и создаст более комфортные условия жизни людей вдоль железнодорожной ветки. К 2015 году здесь будет проходить до 38-40 пар поездов в сутки. Для сравнения: в настоящее время 20-25 пар. Максимальный вес грузовых поездов будет доведён до 6300 тонн. Сейчас – 3500 тонн.
Президент компании «РЖД» Владимир Якунин, губернатор Забайкальского края Равиль Гениатулин, начальник Забайкальской железной дороги Сергей Иванов и заместитель генерального директора ОАО «Росжелдорстрой» Геннадий Талашкин перерезали символичную красную ленту, и грузовой поезд на электротяге отправился к Оловянной.
Следующий участок - от Оловянной до Борзи - будет электрифицирован до декабря 2012 года, а первый электровоз от Карымской до Забайкальска пройдёт все 366 километров в 2013 году. Наверное, стоит надеяться, что эта огромная работа отразится на экономическом развитии Забайкальского края и его инвестиционной привлекательности.
Покорить перевал
От станции Седловая до Бурятской - самый сложный участок. Здесь проходит Могойтуйский хребет. Здесь самая высокая точка Южного хода – перевал Мир, огибая который двухпутный перегон, построенный ещё в царское время, делал большую петлю, проходил зигзагами через многочисленные скальные выемки. Уклон и кривизна трассы, естественно, влияли на скорость движения поездов и вынуждали задействовать на этом участке дополнительные локомотивы.
Представьте, идёт на перевал грузовой поезд повышенного веса. Его тянет трёхсекционный тепловоз, а в хвосте - такой же мощный толкач. Все шесть их дизелей надрывно ревут, выбрасывая ленты чёрного дыма.
И железнодорожники решили убрать этот внушительный зигзаг на восточном склоне хребта, чтобы уменьшить крутизну подъёма, выпрямив путь. Без взрывных работ не обошлось. С начала 2008 года здесь круглосуточно работали пятьсот человек и техника - 22 экскаватора, 15 тяжелых бульдозеров и столько же лёгких, более 60 многотонных самосвалов.
Как будто искусный кулинар разрезал острым ножом гигантский пирог: ширина выемки – более 120 метров, её протяженность – более пяти километров, а наибольшая глубина – 60 метров! Чтобы построить выемку для спрямленного пути в самом сердце скалистого перевала Мир, строители ОАО «БАМстроймеханизация» вынули 3,5 миллиона кубометров грунта.
Таких работ на полигоне восточного региона ОАО «РЖД» ранее не было никогда. В итоге железнодорожные пути проложены теперь в рукотворном ущелье, а участок стал не только короче, но и более пологим.
На самой высокой точке хребта, на краю выемки состоялось открытие и освящение памятного знака – 17-метрового 10-тонного Поклонного креста. В основании креста установлен памятный знак – валун с надписью: «Сей крест-оберег возведен во благодарение строителям железных дорог, освящён 8 июня 2011 года епископом Читинским и Краснокаменским Евстафием». Для освящения владыку на автовышке подняли от земли до самой верхней части креста.
- Поклонный крест, который сегодня установили на перевале с прекрасным названием Мир, свидетельствует о возрождении нашего государства, укреплении его экономической и духовной мощи, - сказал Владимир Якунин.
Теперь, при прохождении Поклонного креста, машинисты локомотивов будут давать длинный гудок. Это тоже железнодорожная традиция.
СПРАВКА
РЖД занимают первое место по электрифицированным железным дорогам, их в России - 43,3 тысячи километров. Для сравнения: в Германии - 18, во Франции – 12, в Китае – 10 тысяч километров.
В регионе отремонтировали участок дороги «Чернышевск — Букачача»
Парк МЖК в Чите встретил зиму во всей новогодней красоте
Число алкоточек сильно сократилось в краевом центре
Беседа у парадного фасада
Забайкальские казаки выступили против установки памятника Чингисхану в регионе