Четыреста километров забайкальской глубинки

Общество, 16:15, 11 июля 2011

Журналист «Забмедиа.Ру» через год проехал маршрутом Путина по трассе «Чита-Хабаровск»

- Ты чего это тут пакеты бросаешь? – к крыльцу моего дома, грозно глядя исподлобья, приближается старушка-пуговка. Оказывается, именно она уносит на помойку кульки и коробки мусора, которые жильцы донести до мусорных контейнеров почему-то не сумели. Шесть часов утра. Минуту назад я вышла из подъезда с пакетом вещей «на всякий случай»: зонтом, тёплой кофтой, летними шлёпанцами и шортами, - здесь всё, что может понадобиться в командировке. Ну а пакет, чтоб не держать, поставила у перил – его старушка моментально и приметила.

- Это мои вещи, - смеюсь в ответ. Бабушка расплывается в добродушной улыбке:

- Ты не обижайся, милая. Тут такие кабаны ходят килограммов под сто, задницы отъели да на машинах катают, а мусор вынести не могут, под пятки себе гадят, таскай за них…

Старушка останавливается у первой ступеньки. Так и ждём машину вдвоём на крылечке.

Чита в шесть утра уже не кажется сонной: шуршат машины, вразвалочку с ночных смен возвращаются домой горожане. За разговором о планах на день теряем из виду выезд из города и вспоминаем о нём уже на посту ДПС, на трассе Чита-Хабаровск, которую чуть меньше года назад принял в эксплуатацию премьер-министр Владимир Путин, прокатившись по шоссе от Хабаровска до Читы на жёлтой «Ладе Калине».

В ближайшие сутки нам надо проехать более 400 километров до Сретенска, не считая разъездов по району и, в идеале, вернуться обратно. Сложнее всех придётся водителю: на отдых, по планам, у Евгения будет всего ничего. Поездка окажется сложнее, чем мы думали, и по дороге нам придётся ремонтировать пробитое колесо, добираться несколько десятков километров до ближайшей шиномонтажной мастерской, то и дело останавливаясь, чтобы подкачать спускающую «запаску».

За окошком мелькают сосны и берёзовые рощицы, утренний воздух пахнет травами и свежей землёй, разговор становится медленнее, тише, мы начинаем дремать.

Проснуться приходится через несколько километров после Урульги: как бы ни старался, спать во время тряски на «стиральной доске» невозможно. Оказалось, асфальт закончился и ближайшие километры, как сказал водитель, придётся ехать именно так.

- Хорошо, что дождь прошёл. Когда сухо и много машин, здесь дальше капота от пылищи ничего не видать, - Евгению приходится бывать здесь частенько. Видимо, и пыль глотать – тоже.

- Около 11 километров без асфальта приходится снижать скорость до минимума, чтобы машина прошла без поломок. Это нормально, другой вопрос, как эту дорогу принимали, если доделывают почти через год? – говорят водители.

В июле прошлого года полномочный представитель президента России в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев заявил, что к 2012 году будут полностью отремонтированы построенные ранее участки автомобильной дороги «Чита-Хабаровск».

- Сегодня есть большие проблемы с построенными ранее участками. Примерно 500 километров дороги не соответствуют нормативному состоянию. До 2012 года мы завершим реконструкцию дороги, а дальше будем работать над дорогой Хабаровск- Владивосток, чтобы довести ее до нормативного состояния, - пообещал Виктор Ишаев.

После автопробега на «Калине» трассу «Амур» (Чита-Хабаровск) раскритиковал Владимир Путин, назвав её поселковой дорогой. Вслед за этим была проведена прокурорская проверка, в результате которой в отношении подрядчиков возбудили уголовные дела по факту хищений и растрат, сообщает деловая газета «Маркер».

 Со времён премьера трасса почти не изменилась

 

 

 

 

 

 

 

 

Дорога – зеркало пошлин

С тех пор как увеличили пошлины на ввоз иномарок из Японии, самая оживлённая дорога Забайкалья как будто присмирела: поток транспорта, идущего по ней, уменьшился в разы. Действительно, зачем ехать за новой «японкой» во Владивосток, если там она стоит столько же, сколько стоила раньше в центре страны с учётом перегона.

Одними из первых действие пошлин почувствовали владельцы придорожных кафе, которых на самой трассе не так уж и много.

Год назад в зале заседаний правительства Забайкальского края премьер говорил о необходимости полного развития дорожной инфраструктуры: центров первой медицинской помощи, заведений общепита и гостиниц, покрытия связью дорожного полотна на всём его протяжении.

Тем не менее новых кафе вплоть до Сретенска мы не увидели. Те, у которых проезжающие привычно останавливают машины, были построены и стали прибыльными ещё в «золотой век» трассы, во время дальнобойшиков и сотен тысяч перегонщиков, которые успевали выучить, что если не поешь, к примеру, вот здесь, у развилки дорог, то горячую еду увидишь не скоро.

Говорить о новых гостиницах при том положении, в котором магистраль находится сегодня, не приходится. Правда, обещают беспрерывную связь. В это хочется верить, потому что сегодня в пути пользоваться телефоном получается не всегда: индикатор сети загадочно мигает, так что о вызове помощи, случись в ней необходимость, на многих отрезках трассы надеяться не приходится. Можно, конечно, забраться на ближайшую сопку и подавать сигналы «SOS» с помощью зеркала, костра или надписей камнями – дальше придорожная цивилизация пока не шагнула.

К слову о развитии автосервиса: ни новых заправок, ни автомастерских заметить на трассе не удалось. Цены на бензин в районах немногим выше, чем в Чите.

 Цены на бензин в районах не очень отличаются от читинских

 

 

 

 

 

 

 

 

Засуха

В поездке по мокрому асфальту с мельтешащими на лобовом стекле дворниками есть огромный плюс: пассажиры и водитель не плавятся от жары, не прячутся от горячих потоков воздуха за нагретыми окошками, не ищут ледяных ручейков, чтобы умыть лицо и хоть как-то взбодриться. Нам повезло - мы ехали в дождь.

Читинский район остался далеко позади, зелень полян, по которым часто прогуливается непогода, – тоже. Серые от непрекращающейся жары степи и лужайки Шилкинского и Нерчинского районов наводили тоску: на пашнях взошли разве что редкие, самые крепкие к жаре, сорняки. Трава высохла настолько, что могла загореться от малейшей искры: чёрные обочины обгоревшей «зелёнки» сменялись полянами с землёй, как порох. Дождь в этих местах в 2011 году стал сродни чуду.

- Раньше старики собирались вместе и молились о дожде. Сейчас и молиться-то некому, - вздыхает наш водитель.

В Сретенском районе было всё наоборот: скот пасся на ярко зеленеющих полянах высокой травы, листья деревьев блестели глянцевой чистотой. Такое впечатление, что несколько недель подряд дождевые тучи застревали здесь, на границе районов, оставляя этим деревенькам и просекам всю свою влагу.

На посошок

Среди разговоров о снижении потока автомобилей на трассе, засухе и ценах на бензин улыбку вызвал трос, натянутый на воротах перед входом в администрацию посёлка Кокуй, куда нам пришлось завернуть. Для того чтобы попасть к руководству посёлка или в милицию (ведомства находятся в одном здании), нужно было поклониться, как при входе в юрту.

- Поклонись, всяк сюда входящий? - улыбнулись мы подошедшему главе посёлка.

- Ну что вы, - засмеялся он, - крыльцо ремонтируем, залили только. А вход с другой стороны.

 Для того, чтобы пройти в администрацию Кокуя, нужно нагнуться

 

 

 

 

 

 

 

 

…С какой бы стороны не въезжал на ставшую почти легендой автодорогу, за год ситуация с «корректировкой» недоделанных мелочей почти не изменилась. Если так пойдёт и дальше, придётся звать на прогулку президента

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
Мы используем cookies для корректной работы сайта и сбора статистических данных в Яндекс.Метрика, предусмотренных политикой конфиденциальности