Кому нужна чужая боль? Поговорим о чиновниках - справедливых и человеколюбивых служителях благородного дела, защитниках обиженных...

Общество, 14:23, 16 января 2008
Бездушие душ Бабушка моего мужа Валентина Петровна до самых своих последних дней, а умерла она в 88 лет, сохранила острый ум и хорошую память. Моих собственных бабушек не стало, когда я была еще ребенком, и потому баба Валя заменила мне их, став доброй и мудрой советчицей. А за советом я обращалась частенько, в том числе, в поисках ответов на многочисленные проблемы, изливаемые читателями в письмах. О чем пишут в редакцию? Конечно, в основном это жалобы на действия (или бездействия) и решения тех, кто работает в органах власти. Это рассказы о "незабываемых" впечатлениях от встреч со служащими государственных учреждений: оформление пенсий, прописка-выписка, обращения в собес, ЖЭК, милицию, суд и прочее, когда вместо помощи посетители получают отписки, обещания, оставшиеся невыполненными. Очень много жалоб на то, что приходится ходить из кабинета в кабинет, и при этом хождение по замкнутому бюрократическому кругу сопровождается хамством и грубостью чиновников. О том, что характерная черта "присутственных мест" изнурительные очереди и полное равнодушие к чужой боли. Вот строки из писем: "Ходила в собес. Детские не платят, потому что в банке нет лицевого счета. Завели лицевой счет, но денег все равно не платят. Везде казенщина…". "Несколько дней оформляла субсидию: то одну справку принеси, то другую. Все принесла, говорят, где свидетельство о браке? Да я 22 года, как вдова! В справках есть, что прописана одна. Нет, неси свидетельство о смерти мужа. Работники говорят быстро, скороговоркой, с раздражением. Ничего толком не поняв, выходишь, а когда обращаешься вновь, видишь, что тебя здесь уже ненавидят". "Духота, теснота. Я стою в очереди под дверью, никто внимания не обращает, а у меня ноги болят. Даже не извинились, что у меня не было по их вине льгот ветеранских. Когда начальница, которая по возрасту моложе моей внучки, склоняется над моими документами в поисках, что в них не так, сердце замирает: у меня больше нет ни нервов, ни средств, ни сил на сборы новых справок. Сколько было беспрестанных придирок? Кто поймет? Кому нужна чужая боль?". Весь этот негатив обычно вызван типичным набором обстоятельств, где главная проблема - формализм, волокита, бумажное царство бюрократии. "Чему ты удивляешься? - успокаивала меня баба Валя и вставляла свое меткое словечко, - пока до начальника доберешься, раз десять споткнешься! Это же чиновники, у них вместо сердца - казенная цифирь, они на каждую букашку потребуют бумажку"… Бессердечность сердец За десять лет работы в "Экстре" через мои и руки прошли тысячи писем. Времена меняются, проблемы тоже, только бездушие чиновников не перестает поражать. Вот и накануне Нового года пришло письмо из села Казаново Шилкинского района от Людмилы Карелиной, мамы ребенка-инвалида. "Уважаемые работники редакции газеты "Экстра", - пишет Людмила Васильевна, - 15 декабря на имя моей дочери Паниной Анастасии пришла посылка. Отправитель - ЧПОП, расположенный по ул. Лазо, 26, г. Читы. Эта посылка шокировала всю нашу семью, так как в ней находилась трость, предназначенная для взрослого человека. Зачем она моей дочери, которой шесть лет? Да, она инвалид, но с опорно-двигательным аппаратом у нее нет проблем, ребенок ходит самостоятельно и не нуждается в трости. Кто воспитывает ребенка-инвалида, знает, что это такое. Одни поездки на МСЭК столько приносят мучений, а сколько встретишь черствых, непонимающих людей?! А чтобы выписать льготные лекарства, нужно еще побегать и почувствовать себя в положении просящего милостыню! Но эта посылка вывела меня окончательно, она была последней каплей в чаше моего терпения. Кто заказал эту трость? Ошибки быть не может: указан наш адрес, ФИО моей дочери. Сколько мы уже пережили, сколько еще терпеть? Напечатайте мое письмо, ведь нашлись люди, которые решили посмеяться над нашим горем…". Директор Читинского протезно-ортопедического предприятия (ЧПОП) Николай Рудольфович Алабьев в случившемся вины своих сотрудников не видит: "Мы выиграли конкурс на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и по направлениям, полученным из Фонда социального страхования, направили нуждающимся". Что ж, понятно, это - исполнители. Конкурс выигран, и полетели по области новогодне-рождественские "подарки". Звоню В. Коллекер, заместителю начальника отдела ГУ "Читинское региональное отделение Фонда социального страхования РФ". Виктория Валерьевна проверяет данные по компьютеру и сокрушается: "Произошла ошибка. Это однофальмильцы…". Хорошо, фамилии, имена одинаковые, но ведь адреса, возраст, диагнозы разные?! В день получения письма из Казаново моему старшему сыну тоже пришло извещение на посылку. Как вы догадываетесь, в ней была трость. Дело в том, что сын попал в беду и в начале прошлого года получил инвалидность. По индивидуальной программе реабилитации ему должны были выдать это "техническое средство", но в наличии такового не оказалось. Трость мы купили в аптеке, и вот почти через год… посылка. "Почему такое происходит? - продолжаю спрашивать Викторию Коллекер. - Почему не проверяются данные, ведь прошло столько времени? Неужели трудно уточнить, перепроверить, позвонить, может, человеку трость уже просто не нужна? А если нужна, почему посылка отправляется на его имя, ведь не всякий инвалид может выстоять часовые очереди на почте?". "Ну, у нас и не такое бывает, - отвечает Виктория Валерьевна. - Посылки отправляются и инвалидам-колясочникам, и людям, которых уже нет в живых. Программу дает Пенсионный фонд. Проследить трудно. Это ведь очень сложная цепочка". "Так что за этим все-таки стоит? Формализм?" - задаю я свой последний вопрос. "Формализм" - соглашается моя собеседница… Казенщину не изжить? Писем о благополучных решениях проблем и успешных визитах в различные кабинеты в редакционной почте практически нет. Положительный результат посещения чиновника - большая удача, счастливое избежание напасти, чему наш читатель искренне удивляется. На моем пути тоже встречались и отзывчивые, и добрые, и далекие от формализма "люди от власти". Воспринимаясь как исключение из правил, такие встречи остаются в памяти надолго. Теоретически человек может пожаловаться на произвол чиновника депутату, судье, журналисту. Но практически удел несправедливо обиженного - бессильные жалобы. Фонд "Общественное мнение" провел опрос о деятельности "государевых людей", пытаясь найти способы борьбы с пороками отечественного чиновничества. В нем приняли участие более 1500 респондентов из многих российских регионов. На вопрос о качестве работы российских чиновников отрицательную оценку дали более половины участников опроса. Но, как оказалось, немногие из них представляют, как бороться с бюрократами и формалистами. 9 процентов считают, что их следует просто увольнять. 7 процентов высказались за усиление контроля, а 4 - за то, чтобы чиновникам увеличили заработную плату. Еще 7 процентов предложили поменять законы, а вот 70 процентов считают, что произвол бюрократов неискореним и казенщину не изжить. Так можно ли избавиться от этого засилья и создать человеколюбивое и эффективное государственное управление в нашем Отечестве? Я не знаю. А вы?
Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
Мы используем cookies для корректной работы сайта и сбора статистических данных в Яндекс.Метрика, предусмотренных политикой конфиденциальности