"Я должен Забайкалью"
Он коренной забайкалец, как сам говорит - истинный гуран, и потомственный горняк. Стремительно взлетев за последние два года на политическом небосклоне Забайкалья, он вызвал неподдельный интерес к своей персоне. Еще бы – встал в мае 2009 года у руля забайкальских единороссов, а в июне 2010 - возглавил региональный парламент. Ну а на днях в очередной раз привлек к себе внимание, став первым в региональном списке кандидатов от «Единой России» в государеву нижнею палату.
А ведь такое доверие, как поговаривают осведомленные товарищи из партии парламентского большинства, «не всякому секретарю регионального отделения оказано». Впрочем, в кулуарах заклятых друзей-оппонентов и на медийных просторах Забайкалья поговаривают и другое.
О происхождении фамилии деда Рюмкина, неутихающей горькой памяти о погибших горняках, «связи с криминальными авторитетами» и «двойном гражданстве» - в интервью с председателем Законодательного Собрания Забайкальского края Степаном Жиряковым.
«Я рода забайкальского»
Степан Михайлович, Вы были делегатом XII съезда «Единой России», на котором Вас утвердили лидером регионального списка в депутаты Государственной Думы. По Вашему собственному признанию, решение это для Вас стало полной неожиданностью. Как, впрочем, и для большинства наших читателей. Поэтому сегодня нам хотелось бы поговорить не столь о Ваших чаяниях, как главного законодателя края, а приоткрыть, так сказать, некоторые завесы личной жизни. Вы сами-то местный?
- Я бы сказал, более местного и не придумаешь. Точнее, я рода забайкальского. Прадед мой Яков Иванович Рюмкин, и дед - Иван Яковлевич, они из казаков Верхне–Догьинской станицы, родились в селе Игдоча, близ Газ-Завода. А происходили они из первого поселения казаков и беглых каторжан на устье реки Урюмкан, впадающей в Аргунь в Газимуровском Заводе. И фамилия Рюмкины произошла не от известной всем незатейливой посуды, а трансформировалась от Урюмкана.
Вот поэтому я и считаю себя чистокровным гураном. Хотелось бы сразу сказать, что гураны – это не козлы, с которыми многие их путают. Это наше красивое, грациозное, горно-таежное животное - косуля. А если говорить применительно к забайкальцам – это по настоящему красивые и мужественные люди, которые беззаветно любят свою малую Родину, нашу природу и гордятся своим краем. Крепче и надёжнее забайкальцев, наверное, людей и не бывает. Взять, к примеру, мой родной Шилкинский район, только он дал 17 Героев Советского Союза и Социалистического труда.
А посмотрите - какие у нас красивые гураночки! А гуранёнки! Есть и развесёлые КВН – Гураны!
Эхо репрессий
Не обошло стороной моих предков и раскулачивание, и поиск врагов народа. Дед был репрессирован. Мама, как член семьи врага народа, была выслана на поселение. Первого ее мужа арестовали в 1937 году и вскоре расстреляли. Так она его больше и не видела. На руках у нее остались двое детей – мои сводные брат и сестра. Сестра Ирочка, к сожалению, вскоре в ссылке заболела и умерла. Потом маме разрешили выехать по месту ссылки моего деда в село Халтуй, близ Вершино-Дарасуна. Там она работала телятницей, скотницей на молочно-товарной ферме «Дарасунзолотопромснаба».
В те годы директором Вершино-Дарасунского рудника работал Жиряков Степан Федорович. После войны, в 1946 году, к нему приехал младший брат, - мой отец, отслуживший в Красной Армии из-за событий на Хасане, Халхин-Голе, советско-финской и участия в Отечественной войне в общей сложности 13 лет. Там они с мамой и познакомились. Я родился уже на руднике Слюдянка, это предшественник Забайкальского ГОКа в пос. Первомайский. В 66-м закончил там школу. Сначала работал на комбинате подсобным рабочим, а потом - учеником слесаря, слесарем. Через год уехал в Иркутск. Окончил там политехнический институт и вернулся в 1972 году работать на ЗабГОК.
Взвейтесь кострами
Какие-то яркие впечатления из детства остались?
- Может быть, на ваш взгляд, странным покажется, но такими впечатлениями для меня остались поездки в летние пионерские лагеря. Тогда они были не чета современным. Жизнь в них была проще и веселее! Первый пионерский лагерь, помню, был в устье реки Ага, на берегу Онона. Мы жили в палатках, жгли костры, свободно рыбачили, купались в этих речках. Ходили в походы. Незабываемые времена… Комсомол тоже оставил много ярких впечатлений. То есть, я сам, как говорится, сделан в СССР. Все-таки, больше в то время хорошего было, нежели плохого. Это была великая и могучая страна. Это моя Родина! И то, что случилось с ней в 1991 году, считаю нашей общей трагедией.
Горняцкая династия
А как в горняки попали?
- Родился и вырос в горняцком поселке, где же еще мог работать? Дед Рюмкин до войны был горнорабочим в старательской артели комбината «Дарасунзолото». Отец тоже до болезни работал в карьере ЗабГОКа. Сам же я, если по диплому, горный инженер – обогатитель. Мне довелось, например, работать в бытность строительства Новокижингинского рудника – крупнейшего рудника по добыче бериллия в Советском Союзе. Я как раз был начальником отделения обогатительной фабрики, когда запускали обогатительный передел ермаковской руды. Задача была жесткой и по срокам, и по показателям. Но мы ее выполнили – в сорокаградусные морозы, практически без отопления. Это тоже, кстати, одна из примет того времени - люди были очень ответственные.
В то же время с горным делом у меня лично связано не только много-много хорошего, но и самое, пожалуй, трагичное событие в моей жизни, да и в жизни всей тогдашней Читинской области. Это трагедия 2006 года. Пожар в стволе шахты «Центральная» на Вершино-Дарасунском руднике. 25 горняков-шахтеров погибло. До сих пор перед глазами проносятся эти ужасные дни. Директор рудника как-то отстранился от организации работ в эти дни. По разным причинам… Пришлось мне, как представителю вышестоящей организации, выехать на рудник и заниматься организацией спасательных работ, а в последующем – и встречами с семьями погибших шахтеров, и оказанием им помощи. Страшное было потрясение. Пять лет прошло, а горечь тех дней не утихает, и вряд ли уже уйдет. Да и посёлок-то ведь мне не менее родной, чем Первомайск, вся история моей семьи, многих моих родственников связана с ним.
Но Вы не замкнули цепочку потомственных горняков?
- Нет, сын Андрей тоже пошел по этой стезе. Правда, в несколько ином направлении – он занимается металлургией благородных металлов, обогащением их руд, он кандидат технических наук. Работал на обогатительной фабрике Дарасунского рудника, потом его перевели в Москву. Двое детей у него - сын Иван и дочь Настя. Моя супруга поэтому преимущественно живет в Москве, помогает внуков растить, сын очень много времени проводит в командировках. А ко мне в Читу жена, конечно, наезжает с «проверками» и для оказания «тимуровской» помощи в бытовых вопросах. Не знаю, пойдут ли внуки по нашим фамильным стопам, но надеюсь, что цепочку не прервут. Старшая дочь - Юля, она живет со мной, практикует адвокатскую деятельность. Рядом и моя младшая сестра.
Как Вы все-таки из горного дела попали в политику?
- Можно сказать, из-за понимания, что чисто производственной горняцкой деятельности мало для того, чтобы создать благоприятные условия для отрасли в целом и для людей. Я хочу использовать свой опыт для создания инвестиционного климата в всём Забайкалье. Ведь в общей сложности за моей спиной ни много ни мало - 330 миллионов долларов инвестиций в предприятия Забайкальского края. В итоге только на Новоширокинском руднике 1300 рабочих мест, да и бюджеты он крепко пополняет.
За связь с иностранцами….
Степан Михайлович, по городу и на интернет-форумах иногда циркулируют слухи, что в Москве у вас есть квартира, семья Ваша там живет. Что бизнес у вас связан с канадцами, что дочь как адвокат обслуживает криминальных авторитетов. Хотите Вы это прокомментировать?
- Да знаю я об этих слухах. В «Руссдрагмете» я был наемным сотрудником, руководителем подразделения, но не имел никаких акций, и никакого бизнеса своего у меня нет. С канадцами, конечно, я был связан по роду профессиональной деятельности. Я и сам в Канаде бывал, и сейчас там иногда бываю - в феврале во время отпуска летал к внучке на день рождения, она там в университете учится, заодно и у своего школьного товарища по Первомайску погостил.
А паспорт канадский у Вас есть?
- Конечно нет! Но двойное гражданство, впрочем, возможно, было, было… Был гражданином Читинской области и Агинского Бурятского Автономного округа, сейчас только Забайкальского края.
...и криминалом
И вот тут на что я обратил внимание. Пока работал в «Руссдрагмете», никому до меня особо дела не было. Стоило возглавить региональное отделение партии, как тут же стали появляться всякие домыслы. Ну а когда возглавил Законодательное Собрание, их еще больше стало. Взять хотя бы дочку-адвоката. Говорят и пишут в анонимках, будто она защищает криминальных авторитетов. Ну, допустим, есть среди ее клиентов, может, люди с уголовным прошлым. Но это же ее профессиональная деятельность. Ассенизаторов же не упрекают в том, что они работают с не совсем удобоваримыми продуктами, пахнущими совсем не как духи «Шанель». Так же и адвокат. Она защищает права не только, а может, не столько обвиняемых, сколько потерпевших. Это ее работа в равной степени.
Вот в прошлом году мужик работал на АЗС, его в нерабочее время заставили залезть в колодец без спецкостюма. Погиб на глазах у двух своих детей, осталась вдова с четырьмя детьми на руках. Моя дочь для этих «криминальных авторитетов» взыскала полтора миллиона рублей морального ущерба с хозяев заправки.
И меня тоже «обвиняли» в связи с якобы криминальными авторитетами, в частности с Путинцевым. Я действительно был знаком с Борисом Путинцевым, депутатом Читинской областной Думы. Может, тогда всех депутатов того созыва обвинить в том, что они были с ним в связи?
Правильное определение, на мой взгляд, обвинителям-анонимщикам дал Андрей Макаревич, сравнив их с людьми, которые с балкона многоэтажки безнаказанно плюют, да и не только плюют, на головы прохожих, потому что уверены, что за это им ничего не будет.
Да Бог им судья…
А квартиры?
- Московскую квартиру я приобрел еще до депутатства, в 2003 году. Тогда решался вопрос о переводе меня и сына на работу в центральный офис компании, и компания помогла мне с этим вопросом. И потом, чего тень на плетень наводить, вся моя недвижимость и имущество жены указаны в официальных декларациях во время регистраций кандидатом в депутаты. Все сведения были опубликованы. И как депутат я заполнил декларации о доходах и имуществе своём и жены. Какой тут секрет?
«Не дождетесь!»
Степан Михайлович, извините, конечно, но как себя в плане здоровья чувствуете, годы не слишком давят?
- Вынужден кое-кого огорчить - не дождетесь!
А все-таки?
- Ну, это как в анекдоте: вскрытие показало, что пациент умер от вскрытия.
Вредными привычками балуетесь?
- Не курю. Не пью. Уже лет 13. Но могу от бокала красного сухого на торжественном застолье не отказаться. Стараюсь каждый день посещать фитнесзал, несмотря на длинный рабочий день. Это помогает. Есть, правда, одна «вредная» приобретённая привычка, с которой «борюсь» – в рабочее время не пользоваться служебным автомобилем, а ходить пешком. Но пока не получается из-за дефицита времени.
«Все, что есть у меня в жизни»
Вы можете сказать, что готовы и дальше работать на благо Забайкалья, знаете его беды, сможете помочь?
- Безусловно, я настроен на это. Я же сказал вам в самом начале, что являюсь истинным гураном. А они по характеру, который выпестовала наша природа и климат, очень упрямые и настойчивые. Помните, у Михаила Вишнякова есть: «Наша кровь забайкалена…»? Поэтому все, что умею, знаю, постараюсь применить в будущей работе. Если, конечно, земляки доверят и изберут. Я этим доверием очень дорожу.
Знаете, я однажды был с Иосифом Давыдовичем Кобзоном в одной молодежной аудитории. Он сказал о том, что надо любить Россию. А из зала кто-то выкрикнул: «А за что ее любить? Пусть сначала она меня полюбит!». Он подошел к этому молодому человеку и сказал: «А тебя за что ей любить? Тебе Россия сегодня уже дала все – ты здесь родился, вырос, ты учишься в России. Теперь сначала ты сделай все для того, чтобы она тебя полюбила!».
С Забайкальем у меня связано всё – всё самое доброе и хорошее, что имею – семья, родня, друзья, дом. Здесь мои корни, здесь дорогие для меня места. Все, что есть у меня в жизни, и саму жизнь мне дало Забайкалье. И перед ним я в неоплатном долгу, я ему всем обязан.
Беседовала Елена ПОЛЕЖАЕВА
История и разруха: символы прошлого среди аварийного жилья
Прогноз погоды на 7 декабря 2025 года
Жители Дальневосточного округа рассказали о планах совместить путешествие и удалёнку
3I/ATLAS: загадочная древняя комета или артефакт инопланетян?
«Хочу поскорее забыть»: каждый пятый читатель ZAB.RU об итогах этого года