Живот напрокат
Готова ли Чита к суррогатному материнству?
В октябре в Чите открылся новый перинатальный центр, оснащенный по последнему слову техники. Там, помимо всего прочего, предполагается оборудование для экстракорпорального оплодотворения. Это значит, что теоретически в нашем городе становится возможным и суррогатное материнство. Как в Чите обстоят дела с мамами «напрокат» и насколько готовы в Забайкалье к сурматеринству, выяснил корреспондент «Забмедиа.Ру».
ЭКО-невидаль
Начнем с того, что никакое сурматеринство невозможно без использования искусственного оплодотворения. Конечно, ваш муж может с успехом просто переспать с другой женщиной и она родит ему ребенка, но это будет называться не суррогатным материнством, а самым что ни на есть обычным адюльтером. Поэтому первым условием для сурматеринства является ЭКО. Как мы сказали выше, теперь оно становится теоретически возможным в Чите. До открытия перинатального центра нуждающимся в нем забайкалкам приходилось проводить его за пределами края. Забайкалки проходили процедуры в ФГУ «Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. Кулакова» в Москве, а также в ФГУ «Северо-Западный медицинский центр» в Санкт-Петербурге.
За девять месяцев текущего года в Забайкалье была использована 21 квота на экстракорпоральное оплодотворение, планируется провести лечение еще 8 пациенткам. В 2010 году было использовано 30 квот на ЭКО по потребности. Также сегодня на листе ожидания находится 7 женщин, сообщила Оксана Леонтьева, пресс-секретарь министерства здравоохранения Забайкальского края. Цифры, конечно, небольшие, но за каждой стоит чье-то личное горе, километры справок, тысячи кабинетов, сотни обследований…
Теперь же, по словам пресс-службы краевого Минздрава, в новом перинатальном центре в Чите также будут проводиться процедуры экстракорпорального оплодотворения.
- Сейчас наши врачи проходят обучение в других городах, и с 2012 года, думаю, мы сможем осуществлять экстракорпоральное оплодотворение на базе нашего центра. Правда, пока оно будет на платной основе, - говорит главный врач перинатального центра Зульфия Томашева.
Мужчины согласны на «суррогат»
Те, кому не повезло с ЭКО, - не приживается эмбрион или есть иные причины - рано или поздно приходят к варианту суррогатного материнства. В Чите редкие объявления в газетах и на интернет-сайтах нет-нет да появляются, обозначая: проблема существует. Нашла я также и один читинский сайт, предлагающий услуги обеим сторонам – бесплодным найти мамочку, мамочкам – попасть в базу данных. Но вот незадача – телефон посредника оказался заблокирован, а на мое письмо на электронную почту, указанную в данных, никто не ответил.
Тогда беру дело в свои руки. Чтобы узнать, готовы ли читинки примерить на себя роль инкубатора для чужого ребенка, размещаю объявление в газете «Ищу суррогатную мать»…
Надо отметить, что мой телефон не раскалился от наплыва желающих. И, честно признаться, я почти уже забыла об эксперименте, как в один прекрасный день раздался звонок. Мужской голос деловито сообщил, так, как будто делает это каждый день: «Моей жене 27, у нас двое детей». Также он назвал группу крови супруги и заверил, что она совершенно здорова. Но вот на вопрос, какую сумму они хотели бы получить, замялся. «А сколько вы предложите?», - вопрошал он и на мое предложение назвать свою цифру пробормотал: «Мы подумаем и вам перезвоним». Больше в моей жизни он не появлялся.
Снова наступило затишье. И лишь когда я уже было решила, что в Забайкалье лишь одна пара согласна на сурматеринство, мне опять позвонили, и опять - мужчина.
- А почему же жена не звонит? – недоумевала я.
- Стесняется.
На этот раз претендентке на суррогатное материнство оказалось 18 лет и на вопрос, что их пару толкнуло на такой «подвиг», супруг девушки ответил, что им банально не хватает денег. Жена-де не работает, а его самого с напарником недавно уволили. «Хм, ты не работаешь, а жене отдуваться. Ну и мужик нынче пошел», - подумалось мне.
В этот раз мой оппонент недолго размышлял над суммой, потребовал миллион в рублях.
- Хорошо, мы подумаем, - ответила я и положила трубку.
Других звонков дожидаться я не стала. И без того понятно, что желающие помочь кому-то обзавестись ребенком найдутся и в нашем городе, были бы деньги. А уж вопрос их здоровья и честности – это тема для отдельной статьи.
«Обжечься» на животе
22 ноября Дмитрий Медведев подписал федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан РФ», который уже успели назвать скандальным. В нем в частности «легализуется» понятие «суррогатное материнство». До этого в российском законодательстве такого понятия вообще не существовало, хотя сам институт суррогатного материнства был. Но между тем новый закон никаким образом не закрепляет права и обязанности биологических родителей и суррогатной матери. Поэтому «обжечься» в этом деликатном деле – как раз плюнуть.
Например, в 2004 году супружеская пара из Читы наняла суррогатную маму, но в местной клинике ей сделали не ЭКО, а инсеминацию спермой мужа-заказчика. По сути та женщина стала биологической матерью ребенка. Родившегося ребенка она не отдала и подала иск на алименты, которые ей и присудили. Получилось так, что пара и ребенка не получила, и теперь регулярно выплачивает деньги.
Юлю (имя изменено) я нашла в интернете, переписка наша состоялась в нем же – встречаться лично девушка отказалась. Сначала она совсем не хотела говорить на тему, почему она ищет сурмаму, почему не хочет усыновить ребенка из детдома, и как у нее продвигаются дела. Но потом все же скупо обрисовала проблему.
- Скажу так. Мне 30. Мы с мужем перепробовали все. И ЭКО. И не раз. Ребенка из детдома не хочу, я себя знаю, не смогу. Мне хочется каждый день прижимать к себе именно свою кровиночку, плоть от плоти моей. Далось решение искать сурмаму нелегко. До сих ловлю себя на мысли, что я делаю?.. Поиски сурмамы пока продвигаются со скрипом. Есть одна девушка на примете, хорошая, но у нее детей своих нет. Мы думаем. О денежном взносе предпочитаю умолчать.
На мой вопрос, не боится ли она нарваться на недобросовестных людей, не боится ли, что сурмама откажется отдать ребенка, отвечает философски:
- На все воля божья. Как будет так будет. Надеюсь, что найдем хорошего человека.
Опасно: сурмама!
Впрочем, от нечестных людей не застрахована и другая сторона – сами сурмамы. Например, ребенок может родиться больной, и тогда родители могут отказаться от него, мол, договаривались на здорового. Или же, пока вынашивается плод, родители могут поссориться и развестись, или один из них может умереть, - и тогда ребенок опять же окажется не нужен заказчику. Также часто бывает, что заказчики, чтобы уж наверняка, подсаживают эмбрионы сразу двоим мамам, и потом получается, что беременны обе. Поэтому перед беременностью нужно обязательно заключать договор, и желательно через серьезные клиники и юридические фирмы.
Если вы сами не исключаете для себя возможности заработать плюс помочь кому-то стать счастливыми родителями, то должны знать некоторые нюансы. Чтобы попасть в базу данных суррогатных матерей, у здоровой женщины моложе 35 лет должен быть хотя бы один свой ребенок, рожденный не менее чем девять месяцев назад.
Будущей суррогатной матери необходимо предъявить следующее:
- свидетельство о рождении ребенка (детей) - копия, свидетельство о браке/разводе - копия, фотографии свою и ребенка (детей);
- справку из наркодиспансера по месту жительства — оригинал, справку из психдиспансера по месту жительства - оригинал;
- анализы на сифилис, ВИЧ, гепатиты В и С, цитомегаловирус IGm, токсоплазмоз IGm, краснуху IGg. Заключение УЗИ о состоянии эндометрия, об отсутствии кистозных, миомных образований, полипов.