"Горячая" точка - Могоча
В отношении могочинских полицейских возбуждены уголовные дела.
На прошлой неделе для проверки информации правозащитников о пытках в Могочинском отделе полиции на место выехали представители краевой прокуратуры. Результатом этой поездки стало возбуждение двух уголовных дел в отношении местных правоохранителей по превышению должностных полномочий с применением насилия, оружия или спецсредств.
Нет события – нет дела
Дело Могочинского отдела полиции продолжает оставаться актуальным вот уже вторую неделю. Людей в погонах обвиняют в пытках, которые применялись к задержанным, дабы они взяли на себя чужие преступления.
- По жалобе одного из жителей Могочи мы выехали туда и провели общественное расследование, - сообщает руководитель Забайкальского правозащитного центра Виталий Черкасов. – По словам двоих молодых людей, к ним применялись пытки в стенах указанного отдела, причем на тот момент оба парня были несовершеннолетними.
Правозащитники сообщают, что в июле прошлого года несовершеннолетний Павел Лоншаков трое суток содержался в райотделе «Могочинский», где его под пытками принуждали дать признательные показания в совершении ряда краж. Однако, ничего не добившись, полицейские парня отпустили. В марте этого года молодого человека вновь задержали и принуждали к самооговору по 8 эпизодам нераскрытых преступлений. Парень рассказал, что его били по голове, надевали на голову противогаз, зажимая шланг, отчего он неоднократно терял сознание. Потом поднимали его закованные спереди руки к голове и давили цепью наручников на горло, пинали ногами, прикладывали к его телу оголенные провода, находящиеся под электрическим напряжением.
Еще одну историю о произволе сообщил правозащитникам Андрей Пегов. По его словам, в феврале 2009 года (ему тогда было 16 лет) его задержали на несколько часов. В кабинете оперативников надели на голову противогаз, пережимали шланг и заставляли дышать табачным дымом и парами ацетона. Затем один из полицейских взял некий предмет, похожий на спицу, и засунул в ухо своей жертвы. Впоследствии оказалось, что полицейские повредили Андрею барабанную перепонку.
Еще тогда, в феврале-марте 2009 года, Чернышевским МСО при прокуратуре РФ проводилась доследственная проверка по данному факту, однако в возбуждении уголовного дела было отказано за отсутствием события преступления.
- В связи с размещением информации в СМИ в апреле этого года данное решение было отменено, - сообщил старший прокурор отдела прокуратуры края Виталий Горюнов. – По результатам дополнительной проверки возбуждено два уголовных дела в отношении четверых сотрудников отдела полиции «Могочинский» по факту применения насилия к двоим братьям Пеговым, а также Лоншакову и Осколкову. Прокурорская проверка продолжается. Также будет дана правовая оценка действиям следователей, которые не возбудили дело три года назад.
Именно Виталий Горюнов вел личный прием граждан Могочи 12 и 13 апреля. По его словам, обратилось всего семь человек. И почти все они на стороне полицейских.
- Шестеро местных жителей высказались, что они положительно оценивают работу могочинских полицейских, считая, что уровень преступности в городе снизился, а правоохранителями принимаются реальные меры по борьбе с преступностью, - сказал Горюнов. – По нашим данным, пришедшие не являются родственниками полицейских. Но даже если их кто-то и попросил прийти, то это останется за кадром. Лично я не видел, что их принуждали.
В то же время, по словам Горюнова, ни от Пегова, ни от Лоншакова жалоб на незаконные действия полицейских в прокуратуру не поступало до сих пор. Хотя в следственном отделе их заявления есть.
За честь мундира
В свою очередь последовала реакция и со стороны правоохранительных органов. Управление МВД России по Забайкальскому краю тоже проводит служебную проверку.
- На сегодняшний день установлено, что в марте 2012 года Лоншаков был задержан в качестве подозреваемого в квартирной краже по заявлению одного из жителей Могочи. Кроме того, в производстве следователей отдела находится ряд других уголовных дел в отношении данного гражданина. Стоит отметить, что в декабре прошлого года молодой человек был осужден к условной мере наказания за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, привлекался также к административной ответственности за появление в общественных местах в нетрезвом состоянии, - сообщили в пресс-службе УМВД России по Забайкальскому краю.
По данным ведомства, в отношении Андрея Пегова также расследуются уголовные дела, которые в ближайшее время будут направлены в суд. Однако сам Пегов не в курсе, что ему скоро нужно предстать перед судом – по его словам, его ни разу не вызывали на допросы и не предъявляли каких-либо обвинений. Он ни от кого не скрывается, учится в одном из ссузов Читы, живет в общежитии. В прокуратуре корреспонденту «Экстры» тоже пояснили, что ни Пегов, ни Лоншаков на сегодняшний день не являются обвиняемыми по каким-либо уголовным делам.
Правозащитники считают такую реакцию краевого УМВД предсказуемой.
- Что с того, что Лоншаков был судим? Вместо извинений за подчиненных-извергов руководство УМВД пытается нас убедить, что судимые люди поражены в правах, что с ними можно так обращаться! Доводы о том, что Пегов в ближайшее время предстанет перед судом, требуют проверки. Я не исключаю, что могочинские полицейские с целью ухода от наказания могут сейчас «родить» не одно, а несколько таких дел, - добавил руководитель Забайкальского правозащитного центра Виталий Черкасов.
Комментарий
Члены ОПГ прикинулись жертвами
Прокомментировать ситуацию «Забмедиа.Ру» попросило Евгения Цирельникова, непосредственного начальника сотрудников Межмуниципального отдела МВД России «Могочинский», которых обвиняют в применении насилия:
- С начала 2012 года в Могоче началась активная работа по борьбе с квартирными кражами. Нам несколько раз удалось помешать участниками организованной преступной группы совершить очередные кражи. В свою очередь, участники группы в открытую заявили, что не дадут полицейским работать. Подтверждением их слов стала ситуация с Павлом Лоншаковым, который понял, что от наказания за разбой и две кражи ему не уйти, и решил прикинуться жертвой произвола полицейских.