Медная гора (ФОТО)
Удастся ли покорить Удокан?
На забайкальском севере всё поражает размерами: комары, горы, экономические проекты и их перспективы. Велика здесь надежда людей на «светлое будущее», и бесконечна горечь от несбывшихся мечтаний. Главная же боль бамовцев – Удоканское месторождение, ведь в «семидесятые» тысячи из них приехали на всесоюзную стройку в «город Удокан», которого нет до сих пор. За последние десятилетия было много желающих покорить крупнейшую кладовую меди, но безуспешно. В 2008 году за дело взялась Байкальская горная компания, в планах которой к концу 2014 года завершить проектирование горно-металлургического комбината, а в 2016-м приступить к освоению месторождения. За работой БГК следят не только северяне: по мнению экспертов, ввод медного «великана» станет «спасательным кругом» и для Забайкалья, и для всей страны.
Как до Луны
От железнодорожной станции Новая Чара до подножья Удокана около 30 километров. Но каких! Проложенная бульдозерами дорога нелегко даётся даже матёрым джипам, которым приходится преодолевать ухабы и воды горных рек и ручьёв. В 1949 году геологи подшучивали над первооткрывательницей месторождения Елизаветой Буровой: «Ещё бы на Луне его нашла!».
| Дорога на Удокан |
Действительно, историю разработки Удокана можно сравнить с покорением космоса. Многолетняя мерзлота, частые сходы лавин и повышенная вероятность землетрясений. Вдобавок геологическая сложность породы и почти полное отсутствие инфраструктуры. Всё это осложняло задачу тех, кто искал «ключ» к медной горе. Детальной разведкой в контуре карьера геологи занялись только в 1975 году, спустя 26 лет после открытия Буровой. Интенсивная работа стартовала с началом строительства Байкало-Амурской магистрали, траектория которой, кстати, во многом обязана Удокану. Геологоразведочные работы привели к тому, что в 1981 году запасы медных руд были утверждены государственной комиссией при Совете министров СССР. На излёте советской эпохи проект Удоканского ГОКа пересматривался трижды, но так и не был утверждён.
![]() |
| Развалины возле третьей штольни – первой на западе Удокана |
- К 1991 году геологическая разведка практически завершились. Но керн – образцы горной породы – не сохранился, - рассказывает главный инженер опытно-промышленного комплекса БГК Александр Михайлов и показывает на карте множество красных точек. – Это скважины, которые пробурила уже наша компания. Около 58 тысяч погонных метров за время работы на месторождении. Нам удалось восстановить советские изыскания и закрыть «белые пятна».
![]() |
| Александр Михайлов объясняет фронт работы |
Байкальская горная компания – третья из тех, что брались за покорение медного «сундука» в постсоветской России. Первой была Удоканская горная компания (УГК), в 1992 году выигравшая тендер на право разработки месторождения. В 1995-м её представители рапортовали о выполнении технико-экономического обоснования. Однако их проект провалился, и в 1998 году УГК лишилась лицензии, которая в конце 1999-го была передана Забайкальской горной компании (ЗГК). Последнюю на паритетных началах создали правительство Москвы, администрация Читинской области, Восточно-Сибирская и Забайкальская железные дороги и ОАО «БАМинвест».
- Помню, каким деловитым был Юрий Лужков во время своего визита в Чару в 1999 году. С какой уверенностью он говорил о реализации удоканского и чинейского проектов, - вспоминает старейший журналист Каларского района Анатолий Снегур. Чем это кончилось? В 2008-м право на разработку месторождения приобрёл холдинг Алишера Усманова «Металлоинвест», специально для освоения Удокана создавший «дочку» - Байкальскую горную компанию.
![]() |
| Журналист Анатолий Снегур |
Люди бьются за металл
«Лужсковская» ЗГК всё же оставила на каларской земле приданное: в 2006 году здесь построили опытно-промышленную установку (ОПУ). Её отсутствие долгое время тормозило дальнейшую разработку месторождения, ведь именно на установке проходит проверка технологий выработки металла.
- В декабре прошлого года Байкальская горная компания выкупила ОПУ у правительства Москвы, после чего она была преобразована в ОПК – опытно-промышленный комплекс. Сейчас идёт его модернизация, - говорит Владимир Золотарёв, главный технолог предприятия, работающий здесь с 2006 года. Он показывает и новое, на днях поступившее, оборудование. Это ленточные питатели, позволяющие улучшить дозирование руды. – Главное для ОПК – исследовательские показания, которые лягут в основу проекта будущего горно-металлургического комбината. В начале августа мы установим здесь электролизные ванны и впервые на месте получим пробную партию медных катодов из удоканской руды.
Эти исследования, по словам специалистов, нужны для «обкатки» уникального, гидрометаллургического, способа переработки руды, который впервые в России будет применён именно на Удокане.
![]() |
| Заместитель гендиректора Байкальской горной компании Сергей Марков |
Необходимость скорейшей модернизации ОПК подтвердил и заместитель гендиректора Байкальской горной компании Сергей Марков 13 июля, выступая на торжественном собрании по случаю празднования Дня металлурга, Сергей Игоревич подчеркнул: «Модернизация комплекса необходима для проектирования будущего комбината, конечной продукцией которого станет металл».
Согласно действующей лицензии, БГК должна приступить к добыче метала к 2017 году. Ежегодно на Удоканском комбинате будут перерабатывать 36 миллионов тонн руды, производить 474 тысячи тонн катодной меди, попутно извлекая 277 тонн серебра.
Самый Западный на Востоке
Посёлок геологов Западный, расположенный у подножья Удоканского хребта, местные жители сравнивают с птицей феникс – столь часто он умирал и возрождался вновь. Сейчас здесь работают 80 человек – буровики, взрывники, геологи… Ожидается, что именно отсюда, с западного склона месторождения, начнётся его разработка. Год назад, в пик бурения, на Удокане были задействованы десять буровых установок. Сейчас четыре.
| Посёлок Западный |
Установки добывают керн – образцы горной породы. Эти каменные «сосиски» раскладывают по ящикам, указывая номер скважины и метраж, затем отправляют на ОПК для исследования и хранения.
![]() |
| Ящик с керном |
- Любой внешний аудит начинается с керна, - объясняет Александр Михайлов, стоя у камеральной – помещения для геологических изысканий. – Когда в 2014 году проект комбината будет проходить государственную экспертизу, мы должны быть готовы, что потребуются доказательства: в такой скважине именно такое содержание. Для этого мы складываем ящики с образцами породы в кернохранилища. Сейчас на ОПК их два, готовится ввод третьего. И пока участок, из которого добыт керн, не отработают, его не выбросят.
В Западном ждут новосёлов: на практику в посёлок скоро приедут студенты МГИМО. Впервые чуть ли не со времён БАМа. Приезд студентов не случаен: одна из проблем стройки – нехватка кадров. Её БГК намерена решать, привлекая работников как из ближайших регионов – Забайкальского края, Бурятии, Якутии, Иркутской и Амурской областей, так и в рамках президентской программы переселения соотечественников из стран СНГ. Компания ведёт переговоры о привлечении на работу выпускников горных и металлургических специальностей вузов и техучилищ Читы, Иркутска, Москвы и других городов.
| Эти домики ждут студентов МГИМО |
- Я всегда ехал за обещаниями. В 1975-м, когда работал в газете «Могочинская правда», мне сказали: Емельяныч, поезжай на север, там скоро будет большой город Удокан. Оставил квартиру, поехал. В «восьмидесятых» сказали: Емельяныч, переезжай в Новую Чару, там будут жить сто-двести тысяч человек. Поехал вновь! На БАМе многое было, но обещаний – больше всего, - с грустью признаётся журналист Анатолий Снегур.
«Спасательный круг»
| Впереди - Удокан |
Советский Союз мог приберечь Удокан «для потомков». СССР располагал значительными запасами меди в Узбекистане, Казахстане и на Урале, которые гораздо проще в обработке, чем Удокан. В России же с каждым годом растёт дефицит меднорудной базы, связанный с истощением уральских запасов. Удоканское месторождение, крупнейшее по запасам в России и третье из неосвоенных в мире, становится в этих условиях «спасательным кругом» для отечественной экономики. Кроме того, за последние годы сформировался новый рынок – Китай. Возникла ситуация потенциально высокого спроса на медь как внутри России, так и в Поднебесной. Думаю, не нужно объяснять каким удачным географическим положением обладает в этой ситуации Забайкальский край.
Разумеется, разработка медной кладовой даст мощнейший импульс для экономического развития «родины» Удокана – Забайкальского края. Появление ГОКа позволит создать тысячи новых рабочих мест, модернизировать инфраструктуру, увеличить налоговые отчисления в региональный бюджет. Первые позитивные сдвиги можно видеть уже сегодня: 14 июля представители краевой и районной администраций, Байкальской горной компании и строительной фирмы «Prodim» заложили капсулу в основание будущей новочарской гостиницы на 36 номеров.
![]() |
| Евгений Вишняков и Сергей Марков на закладке капсулы в основание будущей гостиницы БГК |
- Мы являемся свидетелями того, как процесс из теоретической плоскости переходит в практическую. Строительство гостиницы даст начало большому городу с больницами и детскими садами. И мы застанем те времена, когда посёлок Чара превратится в город! – заявил на закладке капсулы зампред краевого правительства Евгений Вишняков.
Но фундамент так и не построенной больницы и остов заброшенного детсада по соседству – печальное наследие прошлых проектов – заставляли в очередной раз задаться вопросом: удастся ли БГК, в отличие от прочих компаний, сдержать обещания? Хочется верить.
Минприроды требует от Забайкалья обновить расчёты по проекту газификации
Кандидата на пост главы Агинского начали искать в Забайкалье
История и разруха: символы прошлого среди аварийного жилья
Город под контролем: снег убирают, воду проверяют, жильё строят
«Под прицелом ZAB.RU»: Чем запомнилась прошедшая неделя в Забайкалье





