Владимир Тихомиров: "Де-факто мы давно уже в ВТО"

Экономика, 10:15, 8 августа 2012

Забайкальский журналист-экономист прокомментировал споры о Всемирной торговой организации.

22 августа Россия вступит во Всемирную торговую организацию (ВТО). Переговорный процесс длился около 20 лет. Было устранено не одно препятствие на пути в организацию. Однако споры о том, нужна ли нам ВТО, не утихают. Стоит ли бояться вступления в организацию, размышляет в беседе с корреспондентом «Забмедиа.Ру» доцент кафедры журналистики ЗабГГПУ Владимир ТИХОМИРОВ.

Принять реалии

Владимир Алексеевич, у вступления России в ВТО много противников. Они считают, что наша экономика не готова, что нам вообще эта организация не нужна. И вообще, есть некая «конспирологическая теория» о том, что, вступив в ВТО, Россия станет колонией развитых капиталистических стран…

- Россия ведет переговоры о вступлении в ВТО с 1993 года. Если они хотели нас взять в качестве колонии, то почему же не приняли тогда, когда мы вообще были слабые и государства у нас практически не было? Дождались, когда в России изменилась система власти, практически другой стала экономика. И то с большими потугами принимают и даже дают поблажки. В конце концов, у нас есть власть, законы, таможня. Ну, попробуй, приди и подели нас на колонии. Для чего ж тогда они 20 лет тянули этот процесс?

Не кажутся ли вам противоречивыми действия нашего правительства, которое с одной стороны делает все для скорейшего вступления в ВТО, с другой – принимает протекционистские меры, противоречащие принципам этой организации?

- Не думаю, что есть какие-то противоречия в его действиях. Если вы имеете в виду сельское хозяйство, речь вот о чем - при вступлении в ВТО у нас будет ограничена возможность инвестировать в сельскохозяйственное производство. И то не сразу. Безусловным достижением российской стороны на переговорах о вступлении в ВТО является то, что нам дано время на переходный период. Совет ВТО скорректировал сумму бюджетных вливаний в сельское хозяйство с запланированных 2,3 трлн. рублей на 8 лет до 1,5 трлн. Пять лет мы сможем инвестировать в сельское хозяйство больше, чем сегодня инвестируем – 9 млрд. долларов в год.

Ну пройдут эти 5-8 лет, а что дальше?

- А дальше все зависит от нас самих. У нас частник (даже не фермер, а просто частник) производит огромное количество продукции. Но у нас нет заготовительных организаций. Сегодня производительность нашего сельского хозяйства составляет всего лишь 9% от американской, и даже меньше чем в крохотной Дании. После отмены заградительных пошлин иностранные производители забросают нас дешевой продукцией, с которой не смогут конкурировать наши крестьяне. Чтобы противостоять этому, российский сельхозпроизводитель должен выйти на уровень, на который давно вышли производители других стран.

Северные районы Китая имеют такой же климат, как и у нас. Почему они забрасывают нас картошкой? По сельскому хозяйству Россия очень сильно отстает от развитых стран. Например, на одну корову мы получаем 2,5 тыс. литров молока в год. Фермеры в Европе - 10 тыс. литров. В Канаде и того больше.

Нужны новые технологии, нужен совершенно новый подход к сельскому хозяйству. Если взять в целом экономику, то западные производители хорошо понимают выгоды конкуренции и то, что модернизация производства – это залог выживаемости на рынке.

Мы не спасем сельское хозяйство, даже если не будем входить в ВТО и покупать иностранную продукцию. Возьмем пример из другой отрасли. Нашему автопрому не помогают даже протекционистские меры: большинство ездит на японских машинах. Государство ввело заградительные пошлины - перегонщики стали машины пилить, привозить под видом запчастей, потом собирать и все равно ездить на иномарках. Огромный риск, но лучше на них, чем на отечественных.

Ни одна заградительная мера не даст хороших результатов, мы только еще больше отстанем.

Понять выгоды

Вступление в ВТО подстегнет конкуренцию?

- Думаю, что оно даст нам толчок, что у нас появятся хозяйственники, которые за счет господдержки и дешевых кредитов, за счет новой техники по лизингу подтянут производительность сельского хозяйства до такого уровня, что мы сможем конкурировать с иностранными производителями.

У среднестатистического потребителя, по большому счету, нет лжепатриотических чувств. Ему не важно, кто производит товар, который он покупает. Главное, чтобы это было качественно и дешево. Он будет ездить на японском автомобиле, и телевизор смотреть иностранный, и курятину покупать импортную. Потому что его интересует качество. С другой стороны, в человеке не одна ипостась. Если российская продукция не выдержит конкуренции, то производство в России рухнет, люди останутся без работы, и у них не будет денег даже на дешевую иностранную продукцию. Это палка о двух концах, и задача государства сделать так, чтобы всем было выгодно: и потребителю, и производителю, и ему самому – государству.

В советское время колбаса была страшным дефицитом. И не только колбаса. С руками отрывали «Москвичи», «копейки». Десятилетиями стояли в очереди, чтобы купить какой-то «Запорожец». Тогда мы были закрытой страной, в которой не было никакой конкуренции. Почему мы не смогли обеспечить рынок качественной продукцией в полной мере?

А какие права даст нам членство в ВТО?

- Мы давно уже в мировой экономике. Продаем лес, нефть, газ, металлы, минеральные удобрения, оружие, и много покупаем на мировом рынке. Но мы не имеем прав и возможности работать по правилам этого мирового рынка.

В последние годы мы стали продавать зерно на внешнем рынке. Но нам ставят препятствия, нас пытаются демпинговать – необоснованно занижать закупочные цены. Если мы не члены ВТО, то кому мы пожалуемся? Другой пример: Китай снизил цену на древесину и стал покупать ее у нас гораздо меньше. КНР - член ВТО, а мы не можем подать на китайцев жалобу. В рамках Всемирной торговой организации все эти вопросы решаемы. Можно подать заявление в Совет ВТО, его рассмотрят и примут меры к стране-нарушителю.

Руководитель группы переговорщиков Максим Медведков, когда говорил о ВТО, привел пример Приаргунского производственного горно-химического объединения, продукцию которого сейчас не пускают на мировые рынки. Предлагают заведомо неприемлемые цены, либо вообще не покупают. Если бы мы были членами ВТО, мы бы поставили вопрос о дискриминации.

И вообще, говорить о том, что ВТО России не нужна – бессмысленно. Из 194 официально признанных государств 153 страны в ВТО, еще 30 стремятся в нее вступить. А мы что - такие особенные?

Винить ВТО в наших бедах смысла нет. Это все равно, что винить соседа в том, что у него лучше усадьба, лучше огород. ВТО не участвует в производстве продукции, она просто дает возможность цивилизованно продавать ее на мировом рынке. Наша задача – этими возможностями воспользоваться и извлечь максимальную выгоду.



Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
Мы используем cookies для корректной работы сайта и сбора статистических данных в Яндекс.Метрика, предусмотренных политикой конфиденциальности