Чудо под угрозой
Единственный 60-летний дуб в Забайкалье могут снести для строительства многоэтажки.
Чем только не удивляли забайкальцев: кажется, видели все, но до сих пор гости Екатерины Семеновны Кузиной с изумлением проходят по тонкой тропинке к дубу, которому почти шестьдесят лет. Это единственное в нашем регионе дерево, возраст которого измеряется несколькими десятилетиями.
Ботаники говорят – не климат у нас для дубов: резкие перепады температуры и сильные холода убивают деревья еще саженцами, но… любовь и забота способны на чудеса. Доказательством этому и тянет широкие резные листья к солнцу дуб Екатерины Семеновны.
«Папа и мамочка…»
История дуба началась задолго до того, как он пророс из небольшого желудя. В далеком 1895 году в Забайкалье родился Семен Нескромных. В 24 года он пошел в партизаны. Домой вернулся без зубов – съела цинга. И это в 24-то года.
В Великую Отечественную, когда Семену Осиповичу было 46 лет, его забрали в ополчение. После Победы вернулся домой. Всю жизнь проработал плотником.
Дочь Катя родилась в 1932 в селе Николаевске Улетовского района. Когда девочке был год, родители перебрались в Читу: отец устроился работать на первый читинский хлебозавод. Жили сначала в общежитии, потом Семен Осипович построил дом на Сухой улице.
Земля там и правда была как в пустыне: засыхала даже посаженная картошка. Помыкавшись, глава семьи купил у родственника огромный дом в деревне Жипковщина. Перебрались туда, и отец через три месяца серьезно заболел. У семьи повымерли козы, корова с теленком. Из «плохого» дома они сбежали через семь месяцев.
Тогда-то отец вместе со своей женой и начал строить этот дом, рядом с которым сегодня шумит кроной дуб.
- Папа наверху, а мамочка ему бревна подает, - вспоминает Екатерина Семеновна. Так и построили.
Подарок от друга
Всю жизнь отец до самозабвения любил сады. Вот и здесь, на этом участке, он поначалу ничего, кроме 60 яблонь, не сажал. На небольшом участке были собраны все мыслимые в то время сорта, в том числе и гордость любого садовода – шесть стелющихся яблонь.
- Отец был малограмотный, но очень любил читать про садоводство. У него даже специальная книжечка была, - вспоминает Екатерина Семеновна.
Зная про страсть Семена Осиповича, его знакомый году в 59-60 привез ему в подарок дубовый отросток.
- Отец его огораживал, делал приствольный круг, подкармливал, укрывал, когда ветер был, - рассказывает Екатерина Семеновна.
Только благодаря этой теплой заботе дубок в первые годы и не замерз в Забайкалье.
Точечная застройка
Три года назад Екатерина Семеновна, которой уже минул 81 год, упала и сломала шейку бедра. С тех пор она практически не выходит из дома. «Приходит кто из соцопеки?» - спрашиваю. Отрицательно мотает головой: «Нет, никто не приходит».
А весной этого года к Екатерине Семеновне пришел человек, рассказал, что на месте ее дома будут строить элитную многоэтажку, и предложил переселиться в благоустроенную квартиру. Пенсионерка со взрослым сыном это предложение рассматривает очень серьезно, ведь родственников у них больше не осталось, а власти и врачи про существование Екатерины Семеновны давно уже не вспоминают. Тяжело ей одной.
- В таком возрасте дуб невозможно транспортировать и пересаживать в другое место, он просто не выдержит, - говорит Вера Рыбкина, руководитель Забайкальского ботанического сада.
Его специалисты взяли два отростка к себе, но что будет с дубом-стариком, с уникальным деревом, с памятью о большой любви к растениям, людям, к жизни – не известно.
Жители Дальневосточного округа рассказали о планах совместить путешествие и удалёнку
История и разруха: символы прошлого среди аварийного жилья
«Хочу поскорее забыть»: каждый пятый читатель ZAB.RU об итогах этого года
3I/ATLAS: загадочная древняя комета или артефакт инопланетян?
Прогноз погоды на 7 декабря 2025 года