"С надеждой в сердце"

Общество, 14:38, 27 сентября 2012

О том, что наша землячка – жительница Читы Эльвира Осипова – через 67 лет после гибели своего отца получила документальное подтверждение места его захоронения, мы писали в начале года («Дочь фронтовика»). В сентябре Эльвира Александровна побывала в Германии.

«Был в лагере? Значит,  предатель…»

Напомним, что отца своего Эльвира Осипова не видела никогда -  в июне 1941 года Александр Степанович Шалунов уехал на курсы бухгалтеров-плановиков в Москву.  

- Отец приехал в Москву 20 июня, а 22-го началась война. Сразу же в Москве его мобилизовали, он прошёл военную подготовку и был направлен на передовую. Три года он воевал с фашистами, писал об этом домой с фронта. За участие в боях под Старой Руссой отца наградили медалью «За отвагу». В 1944 году в боях под городом Сталино их часть была окружена кольцом врага и взята в плен, - рассказала Эльвира Александровна.

О дальнейшей судьбе Александра Шалунова семья узнала из письма его товарища, который в 1945 году написал, что их муж и отец, попав в плен, был направлен в немецкий концлагерь. После освобождения частями британской армии весной 1945 года военнопленных отправили в Советский Союз. Больного Александра Шалунова сняли с поезда и поместили в госпиталь, где он умер от запущенного туберкулеза.

Эльвира Осипова никогда не видела отца не только потому, что родилась 19 февраля 1942 года. Она не видела отца даже на фотографиях – они не сохранились. Не надо объяснять, почему в послевоенные годы семья старалась скрыть, что отец был в плену. Историческая трагедия: «Был  в немецком лагере, значит – предатель, преступник, враг». А что ожидало тех, кто вернулся? Официально советские военнопленные словно не существовали: «Выжил в немецком плену, теперь умрешь в сталинском лагере».

Александр Шалунов не выжил. «Мы провели проверку имеющихся у нас документов и смогли установить, что Шалунов Александр Степанович 8 августа 1945 г. умер в местном госпитале в г. Мёльн, Земельный округ Герцогство Лауэнбург (причина смерти – туберкулёз) и 13 августа 1945 г. был похоронен на кладбище евангелическо-лютеранской церковной общины Санкт-Николай, г. Мёльн, могила №1», - такой ответ после многолетних поисков получила Эльвира Осипова из Международной службы розыска (МСР), находящейся в немецком городе Бад Арользен. 

«Помнить мёртвых»

Поклониться могиле отца – такую цель поставила перед собой 70-летняя женщина. Она рассчитывала, что поездка получится к Международному дню освобождения узников фашистских концлагерей, отмечаемому 11 апреля. Потом – к Дню Победы. Дальше был день начала войны – 22 июня. И день смерти ее отца – 8 августа….

Но весной Эльвира Александровна попала в больницу. После нужно было решить все материальные вопросы. Краевой военкомат помощи оказать не смог. Городская администрация выделила 10 тысяч рублей. 

- Краевые власти смогли договориться с авиакомпанией «S7 Airlines», которая сделала нам 50-процентную скидку на билеты «Чита – Новосибирск – Франкфурт-на-Майне» и обратно. Большое спасибо за это! – рассказывает Эльвира Осипова.

В Новосибирске, где оформлялась виза для Осиповой и сопровождавшего ее 14-летнего  внука, Эльвира Александровна купила туристическую путевку во Франкфурт-на-Майне – другого способа выехать не было.

- 1 сентября во Франкфурте нас встретили представители турфирмы «Олимпия-Райзен-Сибирь». Мы поехали в Гамбург, оттуда – в Мёльн. Организаторы поездки пояснили, что на кладбище «Мемориал русским жертвам второй мировой войны» похоронено всего 49 советских солдат. Двадцать из них захоронены в отдельных могилах, они умерли в период с августа по декабрь 1945 года в госпитале Мёльна. Имена восьми военнопленных, погибших от голода и  болезней с 1941 по 1944 годы, записаны на отдельном камне. Ещё 21 солдат – это военнопленные из лагеря Ратцебург, их останки были перенесены в Мёльн только в 1948 году. Вот план кладбища. Вот на плане могила №1, где, как писали из службы розыска, похоронен мой отец. Но на этом месте… «свежие могилы» 90-х годов. Вообще, ни одной «отдельной могилы» мы не нашли, - голос Эльвиры Александровны дрожит от вновь переживаемого волнения.

Втроем – она, внук Саша и водитель – они вновь и вновь обходили ряды могил.

- Три часа ходили. Надписи на немецком, но всё читаемо. Отца не нашли. В центре есть большой крест с надписью «Помнить мёртвых», там, после долгих поисков, я высыпала горсть забайкальской земли, положила цветы, наплакалась…. Вы знаете, это была такая неожиданность – я считала, что представители принимающей стороны привезут нас к могиле. Мы были настолько расстроены, что даже ни одного снимка не сделали, хотя был у нас с собой фотоаппарат. Кладбище ухоженное, всё в розах, там даже свой садовник есть… Я успокаиваю себя только тем, что отец на этом кладбище похоронен, и я этой земле поклонилась. Немцы ссылаются, что слишком много времени прошло - 67 лет. Мне сказали потом, что через 25 лет они на этом кладбище стали хоронить своих. Но директор кладбища заверяла работников турфирмы, что есть могила моего отца. Смогу ли я поехать туда вновь? Сами понимаете, вряд ли, - плачет Эльвира Александровна.

…«Поколение без отцов» - ныне уже пожилые люди едут в далекую Германию, воздавая почести тем, кто погиб за пределами России. Одни уже нашли захоронения своих близких, облегчив чувство горечи и утраты. Другие  по-прежнему живут с верой и надеждой в сердце.

P.S.

Редакция обращается к руководителям турфирмы «Олимпия-Райзен-Сибирь» (Новосибирск) и сотруднику во Франкфурт-на-Майне Нелле Овчарук с просьбой продолжить обещанные ею поиски могилы Александра Шалунова. Кроме того, Нелля Овчарук не вернула Эльвире Осиповой документ, взятый для перевода на русский язык. Это письмо из Берлина, в котором важная информация о пленении, а также перечислены документы и личные вещи воина Александра Шалунова, отправленные в архив города Подольск.

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"