Я слежу за тобой…
В Забайкалье к осужденным все чаще применяют электронные браслеты.
Электронные браслеты, которые некогда казались атрибутами из голливудских блокбастеров, уже прочно вошли в забайкальскую реальность. Около года на территории региона применяются так называемые СЭМПЛ (системы электронного мониторинга подконтрольных лиц). Об опыте их использования мы расспросили начальника ФКУ УИИ УФСИН России по Забайкальскому краю, подполковника внутренней службы Александра Борискова.
«Девушки украшают их бантиками»
Сейчас на балансе учреждения находится 275 комплектов с браслетами. Почему комплектов? Браслет - лишь часть сложного гаджета, и не будет работать без специального контрольного устройства (КУ), которое, в свою очередь, может быть либо мобильным, либо стационарным. Мобильное КУ напоминает сотовый телефон, его также нужно всегда носить при себе и регулярно подзаряжать. Отходить от устройства далее пяти метров запрещено, иначе на пульт дежурного придет сообщение о нарушении режима. С МКУ можно выходить на улицу, относительно свободно передвигаться по городу (если не оговорено каких-то запретных для посещения мест). Стационарное же КУ похоже на обычный домашний телефон, собственно, и «живет» дома у тех осужденных, мерой пресечения которым избран «домашний арест». То есть, из квартиры – ни ногой.

По словам Александра Борискова, все оборудование целевыми поставками отправляется из Москвы в регионы:
- Браслетов хватает на всех. Хотя у нас уже достаточное количество осужденных к ограничению свободы, и с каждым годом их число вырастает. По сравнению, например, с 2011 годом выросло на 20-30%. На 1 января в применении у нас было 214 комплектов оборудования, то есть оно применялось к 214 осужденным.
Сам браслет чем-то напоминает часы, но надевается на ногу. С размерами проблем не возникает, так как ремешки можно подобрать любой величины. Внешне браслет хоть и выглядит хрупким, все же он надежный и влагостойкий, осужденный с ним может спать, принимать ванну, мыться в бане, заниматься спортом. Что до девушек, то, казалось бы, обреченные носить брюки, они, каждая, как может, спасает неэстетичный вид браслета.




- Одна женщина летом приходила к нам с браслетом, который украшала бантиками, сердечками, обернула его розовой лентой и ходила в босоножках, сделала из него украшение. Что ей скажешь, на работу устройства это не влияет… Но что поделать, это наказание и его нужно нести, независимо от того, женщина ты или мужчина, - рассказывает Александр Борисков.
Отметим, что, по данным краевого УФСИН, в Забайкалье всего семь женщин, которые носят электронные браслеты.
Компьютер как строгая жена
Компьютер в специальной комнате показывает оператору все перемещения того или иного осужденного. На карте города цветом выделяется маршрут его передвижений, где и во сколько он находился. Компьютер, как ревнивая жена, может дотошно контролировать, во сколько и откуда пришел домой подопечный (с работы или из пивбара, например).



- На осужденного возлагаются два обязательных ограничения: не менять постоянного места жительства без уведомления уголовно-исполнительной инспекции и не выезжать за пределы территории муниципального района. Далее уже идут такие ограничения, как: находиться дома в вечернее и ночное время, не посещать места массового проведения мероприятий, или, например, не приближаться ближе чем на 50 метров к какому-то определенному дому. Мы этот дом на компьютере «обносим» так называемой запретной зоной, при пересечении границ которой браслет автоматически подает сигнал на пульт, - говорит начальник ФКУ УИИ.
Если же поступает на пульт оператора СЭМПЛ тревожное сообщение, с осужденным сразу созваниваются прямо через голосовой шлюз на МКУ. Либо сам осужденный при возникновении проблемы может позвонить своему инспектору.
- Если МКУ не отвечает, то мы звоним на личный телефон осужденного, спрашиваем, что произошло, при необходимости выезжаем на место жительства и выясняем, действительно ли со стороны осужденного было нарушение. Случаев, чтобы осужденные скрывались с данными мобильными устройствами, у нас еще не было. Мы этого просто не допускаем, - утверждает Александр Борисков.
Подполковник рассказал также, что стоимость одного комплекта СЭМПЛ превышает сто тысяч рублей:
- У нас уже было пять случаев, когда осужденные, будучи предупрежденными об ответственности, повреждали комплекты. В данных ситуациях мы в гражданском порядке обращаемся в суд. Уже три иска нами выиграно, осужденным придется выплачивать стоимость испорченного оборудования.
А бывает и такое, что ограничение свободы заменяют на реальный срок – в прошлом году было шесть подобных случаев.
Живут с одной розеткой и без связи
И все ж, несмотря на случаи порчи, использование электронных систем мониторинга обходится ФСИН дешевле содержания осужденных в колониях. Кроме того, СЭМПЛ эффективнее, чем условное наказание.
- Эта система очень дисциплинирует осужденных. Конечно, они изначально настороженно относились к браслетам, да и сейчас не в восторге. Никому не хочется быть к чему-то привязанным. Однажды ко мне приходила на прием женщина и всячески пыталась убедить, что применение браслета неэффективно, что оборудование то и дело дает сбои, что у нее дома ремонт и маленькие дети, что она беременная и так далее. Но противопоказания к применению браслета только одно – наличие кардиостимулятора. И то не потому, что браслет повлияет на его работу, а, наоборот, он может вызвать помехи у нашего оборудования и повлиять на передачу сигналов. На здоровье человека данное оборудование никак не влияет, - говорит Александр Борисков.
Криминальный багаж «браслетных» осужденных разнообразен, начиная от краж и заканчивая угрозой убийством и незаконным приобретением, хранением, сбытом наркотических средств. Но вот «ВИП»-осужденных, как, к примеру, гражданка Васильева в Москве, у нас на учете не состоит, заявляет подполковник:
- Хотя я всегда говорю, что такой вид наказания нужно назначать осужденным, которые несут какую-то ответственность, и которые, при случае, материально могут возместить ущерб. Те, у кого за душой что-то есть, понимают, что если повредят браслет, то им придется возместить стоимость, и будут бережнее к нему относиться.
Но есть и такой контингент осужденных, применить к которым СЭМПЛ просто невозможно. И дело не в кардиостимуляторе. Все потому, что в некоторых районах края нет сотовой связи или она очень плохая, ведь весь пакет передачи информации проходит именно по ней. Или же, к примеру, у некоторых осужденных дома всего одна розетка и от нее работает холодильник, - следовательно, контрольное устройство подзарядить нельзя.
Конечно, применение браслетов помогает гуманизировать и увеличить спектр существующей системы наказания. Психологический дискомфорт, с которым сталкиваются осужденные, не идет ни в какое сравнение с попаданием даже в самую образцовую колонию (если рассматривать браслеты как ее альтернативу). Как говорится, «спасибо, что живой», остальное все – мелочи жизни. А не хотите с браслетом – не нарушайте.



История предмета
Электронный браслет был изобретен учеными Гарвардского университета в 1950 гг. В 1983 г. Верховный суд штата Нью-Мексико (США) впервые узаконил ношение нательных электронных средств контроля как одно из обязательств, налагаемых на лиц, которым в качестве меры пресечения избран домашний арест. Этому предшествовал многолетний эксперимент, проведенный по собственной инициативе судьей городка Альбакерк. Сажая подсудимых под домашний арест, он предлагал им добровольно носить электронный радар, сигнализирующий о месте их пребывания. В настоящее время такая система мониторинга используется в 49 штатах США, а также еще в более чем 60 странах мира. По приблизительным подсчетам, на всем земном шаре электронные браслеты носят около 200 тыс. человек, пребывающих в статусе подозреваемых, обвиняемых либо осужденных.

P.S. Когда статья готовилась к печати, федеральные СМИ сообщили о том, что на политика Алексея Навального, являющегося обвиняемым по делу о хищении у компании «Ив Роше», надели электронный браслет. Браслет был надет на Навального, после того как политик вышел из спецприемника, в котором отбывал семидневный административный арест за неподчинение сотруднику полиции в ходе акции в поддержку осужденных по «болотному делу»…
Читатели о Наталье Макаровой: Её слова "лучшее впереди" пугают
Эконадзор и полиция проверили нелегальный карьер в Дульдургинском районе
Контейнерные площадки отремонтировали в двух селах региона
Парк МЖК в Чите встретил зиму во всей новогодней красоте
Прогноз погоды на 17 декабря 2025 года