Крыша из пепла
Пять лет инвалид в Чите живет в доме без крыши
Навигатор не находит адрес «переулок Октябрьский, 11», приходится созваниваться каждые пять минут и вести машину чуть ли не на ощупь. «Наш дом еще год назад на карте Читы был, а сейчас его и из плана города исключили. Даже такси вызвать не можем: операторы говорят, что такого дома нет», - рассказывают жители «не существующего» двухподъездного, двухэтажного здания в Железнодорожном районе Читы.
В доме, помимо его прозрачного адреса, есть две достопримечательности: одна из них – грандиозная помойка, которую не разгребали, по словам жителей, лет восемь. Эту зловонную кучу с наступлением тепла приходится обходить далеко вокруг. Несколько лет назад, устав ждать помощи от коммунальных служб, жители за свой счет наняли трактор для уборки свалки. Трактор заехал на территорию и… застрял. Вытянули, а помойка так и осталась.
Вторая достопримечательность, которая стала предметом рассмотрения многих комиссий и судов, – сгоревшая в 2008 году крыша.
Инвалид под пеплом
- Этот дом построили в 1935 году, с тех пор он ни разу не ремонтировался. В 1995 году его признавали непригодным для жилья. В 2007 году специальная комиссия признала наш дом ветхим. В 2008-м ночью у нас загорелась крыша. Когда тушили, залили все квартиры, но крышу не спасли. Позже часть дома мы все-таки закрыли – в квартирах на втором этаже сквозь щели небо было видно. Дом признали аварийным, мы обратились в суд о переселении вне очереди, выиграли его. И все. На этом история закончилась. К кому мы только не обращались: и в комиссии различные, и в администрацию Железнодорожного района – толку нет, - рассказывает Вера Лоншакова, жительница дома. Она много лет находится на инвалидности из-за астмы, однако переселение в квартиру без сырости и сквозняков стало для семьи инвалида больным вопросом.
Суд Железнодорожного района Читы обязал администрацию города предоставить ее семье жилье вне очереди. Через какое-то время от судебных приставов пришел ответ о приостановке исполнительного производства по делу, поскольку свободных помещений в распоряжении мэрии не оказалось.
После этого прокурор Железнодорожного района обратился в суд за материальной компенсацией, на которую семья могла бы решить свои жилищные проблемы. Суд отказал в иске на 2 млн 357 тыс. рублей. В зале заседаний представитель читинской администрации заявила, что такая выплата нарушит права всех остальных переселенцев, поскольку на деньги жилье будет покупаться уже в собственность, тогда как предоставляемое по программе является муниципальным. Так как муниципального жилья нет, то и ждать семье Лоншаковых и всем остальным жителям дома сегодня нечего.
- Нам обещали жилье. Говорили: «Построится, ждите». Но никто ничего так и не дал. Потом на Девичьей сопке ждали, бесполезно. И к мэру Читы Анатолию Михалеву ходили, и все инстанции, какие только можно, обошли. Администрация не предпринимает никаких действий. Мы устали жить в таких условиях, с нами маленький ребенок, у меня инвалидность, бронхиальная астма, в доме повсюду сырость, мокрицы, стены обваливаются, однажды рухнул потолок, была сквозная дыра на второй этаж. Летом, когда идет дождь, с крыши льет вода, дети под зонтиками сидят, - добавила Вера Лоншакова.

С ее слов, администрация предлагала им сначала переселиться в такие же аварийные квартиры, однако семья от этого отказалась.
- Мы имеем право на помещение, отвечающее санитарным нормам, - объяснила женщина.
Дом весной ведет в одну сторону, осенью он наклоняется в другую, лопаются оконные рамы, комками осыпается штукатурка, а стоит поднять люк на крышу, как глазам открывается картина пепелища, в котором пожилые и больные люди вынуждены жить. И никого из чиновников их беды не заботят.
- Я живу здесь с самого рождения, мой отец здесь жил, вот и я всю жизнь. Уже устали ждать переселения, устали растить детей в таких барачных условиях. Нам предлагали жилье, но предупредили, что там ремонта будет тысяч на 200. А где я их, пенсионерка, возьму? – говорит Вера Лоншакова.
Штукатуркой по голове
- У меня муж стоял вот здесь, потом как вскрикнет, и слышу грохот. Оказалось, кусок штукатурки с потолка вывалился и ему по голове ударил, - рассказывает Любовь Марченко.
Ее семья - муж, она и дочь с внучкой, - живет на втором этаже «не существующего» дома.
В зале в угол вдоль всей комнаты пришлось забивать не только доски, но и халаты, телогрейки – через дыру можно было спокойно наблюдать за звездами на небе или любоваться рассветом. В комнате постоянно приходится замазывать отваливающийся потолок и печку, обои и потолочная плитка разорваны от того, что дом постоянно «ведет», на стенах – желтые и черные следы от воды.
- У нас здесь ползают огромные мокрицы, живность всякая. Ложишься спать и постоянно просыпаешься от ощущения, что кто-то ползет, - рассказывает Любовь Марченко. - Последний раз я была у нашего главы администрации, он предложил семейное общежитие. А зачем мне семейное общежитие, если мы здесь как в общежитии? Здесь живем с 1985 года, почти 30 лет уже.

P.S.После посещения этого дома на душе – ощущение беспросветности и удивления, как в таких условиях можно жить годами, постоянно сталкиваясь с отговорками руководства города о нехватке жилья для расселения. И вроде бы как варианты предлагались: но жители пожимают плечами: предложения были из разряда «поменять шило на мыло». Менять не стали. Живут в доме с огарком вместо крыши, который в любой момент может рухнуть, надеются на чудо. Что дальше, товарищи чиновники? Риск похлеще, чем с тарзанки прыгнуть. Зажмурим глаза и будем рисковать?
3I/ATLAS: загадочная древняя комета или артефакт инопланетян?
Жители Дальневосточного округа рассказали о планах совместить путешествие и удалёнку
«Хочу поскорее забыть»: каждый пятый читатель ZAB.RU об итогах этого года
Прогноз погоды на 8 декабря 2025 года
Прогноз погоды на 7 декабря 2025 года