Михайлов: "Трагедия в Красном Великане - это общая боль"
Главный единорос края рассказал, как вылечить забайкальцев от алкоголизма
Подробно о трагедии в поселке Красный Великан Забайкальского района мы рассказали на прошлой неделе на портале "Забмедиа.Ру". Напомним, 16 марта от отравления суррогатом в поселке пострадали 48 человек, 16 из них погибли. Что стало причиной ЧП и можно ли избежать подобного в будущем - об этом редактор газеты побеседовал с первым заместителем председателя Законодательного собрания, руководителем фракции "Единая Россия" в краевом парламенте, секретарем забайкальского регионального отделения партии "Единая Россия" Сергеем Михайловым.
Все знают, но молчат
- Сергей Петрович, следствием чего, по вашему мнению, стало ЧП в Красном Великане?
- Трагедия в поселке Красный Великан равнодушным никого не может оставить. Это наша общая боль и обида от того, что дети сиротами остались, что гибнут здоровые мужики, и женщины, которым еще рожать и рожать.
И, отвечая на ваш вопрос, скажу, что первая проблема - это не полная занятость сельского населения. Сельхозпредприятия, которые в Советское время процветали, оказались не готовы к переходу на частную собственность. Сейчас в Забайкалье они не так эффективно работают, как многие предприятия сельскохозяйственного профиля на западе нашей страны. А когда сельское население не занято, когда люди не видят перспективы развития, своего будущего, то и впадают в такие крайности. Порой у людей, оставшихся без работы, даже возникает вопрос: "А что еще делать, кроме как пить?"
Мы должны предложить сельчанам какую-то альтернативу. Министерству экономическому развития совместно с другими министерствами нужно искать способы занятости людей, необходимо развитие потребительской кооперации, чтобы люди, занимаясь у себя на личном подсобном хозяйстве, могли заработать себе на хлеб. Им нужен рынок сбыта продукции. А это тяжелейшая задача, связи потребкооперации сильно разрушены, и мы должны изменить ситуацию, нам деваться-то уже некуда.
Вторая проблема - это отголоски девяностых, когда контрабанда и суррогат алкоголя в Забайкалье перли со всех сторон. К сожалению, это мы видим и сегодня.
- Нужны ли повальные проверки всех магазинов, реализующих спиртное?
- Сейчас говорят, что в Забайкалье нужно проверить все магазины, которые торгуют спиртными напитками. Но, на мой взгляд, повально и каждый день их проверять не надо. Какой в этом смысл? Ведь предприниматель, легально торгующий алкоголем, итак находится под контролем - тот же Роспотребнадзор у него частые гости. Предприниматель, который получил лицензию, потратил на нее большие деньги, понимает, что это доходный бизнес и ему рисковать смысла нет. Ведь, рискуя, идя на какую-то эфемерную, непонятную сверхприбыль, он может потерять свой авторитет, свое имя, и, в конце концов, свободу. Поэтому, как мне кажется, здесь достаточно плановых проверок.
Другой разговор о тех, кто продает суррогатный алкоголь. Их деятельность нужно пресекать. И еще одно: торговцы на местах - они же мелкие сошки, все-таки надо просматривать всю цепочку и жесточайше наказывать тех, кто осуществляет оптовые поставки. Мы прекрасно понимаем, что это тонны, сотни тонн спиртосодержащей жидкости. Задача правоохранительных органов, в первую очередь, найти и перекрыть каналы поставки нелегального алкоголя в наш край. Да, в Забайкалье изымаются сотни литров спиртосодержащей продукции, но работу в этом направлении надо усиливать. И в этом плане все мы, кто переживает за наш край, должны взяться за руки и вместе бороться с этим злом.
- Как вы это себе представляете?
- Во-первых, нельзя замалчивать факты нелегальной торговли, а моментально сообщать о них. Ведь многие знают, где торгуют этим ядом. В частности, все главы сельских поселений это знают, более того, они списки с именами и адресами продавцов подали в районные администрации и в правоохранительные органы. Кроме того, точно знают, где и кто торгуют спиртом, участковые. Да, у нас не хватает участковых, но любого из них спроси, они назовут продавцов. Знают и многие жители сел, но они боятся, что если сообщат, им сено сожгут, стекла выбьют, самих побьют или что-то сделают с их родными. Поэтому нам нужно изменить отношение граждан, создать нетерпимость к этим торгашам, чтобы люди сообщали о них и видели, что идет реальная борьба с такими личностями.
- Почему власти, полиция, зная о нелегальных «точках», не закрывают их. Нет ли здесь коррупционной составляющей?
- Все ссылаются на несовершенство законодательства, а, может, наоборот оно слишком совершенное. Дело в том, что обыски, изъятие должны происходить при понятых, однако местные жители, соседи преступников не идут понятыми, причины этого я называл выше. То есть, законодательство есть, но оно не работает. Нужно подумать, может, как-то сместить его в сторону того, что в экстренных случаях, когда есть 100 процентная информация о продаже суррогата, можно будет осуществлять проверки без понятых.
Что касается коррупции, то сейчас я не готов говорить, есть ли она здесь или нет. Это не мое дело давать такую оценку. В каждой системе, в том числе и в полиции, есть службы собственной безопасности, которые должны заниматься этим. У меня, по крайней мере, нет оснований говорить о коррупции. Я просто знаю, что все знают продавцов контрафакта, но ссылаются на трудности законодательства, слишком оно у нас демократичное.
- Извините, но при желании всегда можно найти выход, даже при таком демократичном законодательстве...
- Абсолютно с вами согласен. Я скажу так - кто не желает делать, тот ищет причины не делать. Кто желает делать, тот ищет возможности для того, чтобы это осуществить. И мы, депутаты всех фракций, не только "Единой России", ищем возможности. В связи с этим мы на заседание Совета Заксобрания будем приглашать правительство Забайкальского края, прокуратуру, управление МВД, Следственный комитет, Роспотребнадзор для того, чтобы узнать, что предпринимается в борьбе с контрафактным алкоголем и решить, что бы могли на законодательном уровне сделать в борьбе с этой бедой.
Спасти подрастающее поколение
- Как можно излечить Забайкалье от алкоголизма населения? Реально ли это?
- Конечно, реально. Нужно прививать забайкальцам любовь к правильному и здоровому образу жизни. Да, все мы люди, иногда выпиваем, но всегда нужно знать, с кем выпивать, когда, сколько и по какому поводу. То есть, должна быть элементарная культура пития. Это одно, а второе - мы должны сделать все для развития физической культуры и спорта в крае. Здесь мы должны сделать основной акцент. Потому что то поколение, которое с 90-х годов не просыхает, нам, наверно, будет тяжело спасти, но мы попытаемся, конечно, сделаем все, чтобы к нам не поставлялся нелегальный алкоголь. А вот подрастающее поколение мы должны с детских лет приучать к занятиям спортом, приобщать их культуре, правильному проведению досуга - рисование, танцы, пение и так далее. Именно сюда нам нужно вкладывать деньги, причем не по остаточному принципу, а достаточно серьезно. Это вложение в будущее Забайкальского края. Оно сразу, назавтра, через год эффект, конечно не даст. Но эффект будет через 10 - 20 лет. Это будет здоровое поколение. Думаю, что именно в этом направлении нам нужно сделать очень серьезный акцент.
Я не просто так, для красного словца, говорю о том, что алкоголизм мы сможем победить, прививая подрастающему поколению любовь к культуре и спорту. Я сам из Нерчинска, у меня очень много друзей и процентов 70 из них не курят. Это взрослые мужики, молодые ребята, и практически все они занимаются спортом.
- Что фракция «Единой России» в Заксобрании края планирует сделать для решения проблемы алкоголизации населения?
- Решать эту проблему мы пытаемся уже не один год. Напомню, в прошлом созыве мы вносили в Госдумы законопроект, разработчиком которого был проректор Читинской медакадемии Николай Говорин, о принудительном лечении больных алкоголизмом. Ведь алкоголик, как правило, не признает, что он больной человек и добровольно лечиться не пойдет. Надо вернуться к тому хорошему, что было в Советское время, в частности, к лечебно-трудовым профилакториям. Я не говорю, что в ЛТП эффект был 100 процентный, но даже если будут вылечиваться 50 процентов пациентов, то это уже большое дело. Мы спасем не только какого-то конкретного человека, а, может быть, целую семью, его детей.
Но Госдума отказалась рассматривать этот законопроект по ряду причин. Одна из них заключается в том, что раз у нас демократическое общество, то мы насильно заставлять никого не можем. Но, на мой взгляд, это неправильно. Ведь алкоголики - это больные люди, которые пока не понимают до конца своей проблемы, а когда они поймут, как правильно, бывает уже поздно - печень разложилась, семья развалилась. Или же человек, злоупотребляющий спиртным и под влиянием алкоголя не отдающий отчета своим действиям, совершает преступление, что в нашем крае, к сожалению бывает очень часто. И, как я считаю, здесь гуманность проявлять не надо, поэтому мы и в нынешнем созыве заксобрания будем пытаться протолкнуть этот законопроект в Госдуме РФ.
Помимо этого, на федеральном уровне мы будем стремиться провести закон об ужесточении наказания для тех, кто нелегально торгует алкоголем. Таких людей нужно отправлять в колонию как за убийство. Даже если никто не погиб, все равно надо сажать - за покушение на убийство, за причинение тяжкого вреда здоровью. Пусть не 20-30 лет, но хотя бы 3 - 4 года пусть такой «бизнесмен» реально отсидит.
- Может, депутаты как-то поддержат законопослушных граждан, которые хотят открыть в селах магазины и легально торговать, в том числе и спиртным?
- Здесь сложная проблема на законодательном уровне. Для того, чтобы открыть легальную точку торговли алкоголем, надо зарегистрировать ООО, а не ИП. И тут возникают сложности. По-моему, лицензия стоит около 100 тысяч рублей, кто в районе найдет такие деньги? Нам нужно посмотреть, можем ли мы как-то помочь тем, кто хочет работать в открытую, а не в тени. Ведь все равно в шаговой доступности должен быть такой магазин, в котором продается хорошее вино, хороший коньяк и тому подобное. Да, качественный алкоголь будет стоит дороже, чем суррогат, но лучше переплатить, зато будете уверены в том, что вы купили не "самопал". Вреден ведь не сам по себе алкоголь, а вредно его чрезмерное употребление и суррогаты. Для пожилого человека 30 грамм в день качественного алкоголя даже рекомендуется. Но не больше!
Да и сказать людям: "Все, не пейте, мы запрещаем" - это тоже не выход. Мы такое проходили в середине 80-х годов, пытались даже проводить безалкогольные свадьбы, однако на следующий день все равно все напивались. Ну что мы будем лукавить друг перед другом? Давайте правду говорить. У людей есть праздники, есть печальные события, на похоронах ведь все равно подается алкоголь. Это общепринято, что спиртное присутствует на столах всех народов. Главное, чтобы в любом месте человек мог купить качественный алкоголь, а не шел за ним к какой-нибудь бабке. У нас же во многих селах нет таких магазинов, вот и покупают яд. Это произошло в Красном Великане, где люди отравились метиловым спиртом. Я уверен, что многие из пострадавших - это нормальные мужики, женщины, просто им негде было купить спиртное, вот они и попали на такую откровенную отраву.
Вообще, учитывая каких размеров у нас достиг этот подпольный бизнес, такая трагедия могла произойти в любом селе края. Это уже предел. И здесь у нас у всех задача одна. Вот вы собираетесь уезжать из Забайкалья?
- Нет.
- И я тоже не собираюсь. Я планирую на пенсии уехать на свою любимую реку Нерчу и там жить. И никто меня не переубедит. Я люблю Забайкалье и хочу, чтобы оно не погибало вот так глупо, как это произошло в Красном Великане. Я хочу, чтобы Забайкалье было процветающим, и здесь жили жизнерадостные люди.

Объявлены минимальные баллы ЕГЭ на 2025 год

ОСОБОЕ МНЕНИЕ: Власть заплутала в критериях

Забайкальская таможня осваивает заморозку

«Берегите себя и своих близких». Дорожный коллапс снова в Чите

Генпрокуратура конфисковала у коррупционеров имущество на 504 млрд рублей за год
