В омуте безразличия
Специалисты решали, как спасти Ивано-Арахлейские озера
Территория Ивано-Арахлейских озер – это 210 тысяч гектаров, шесть крупных водоемов, лес, местами напоминающий непроходимую тайгу, и масса нерукотворных достопримечательностей. А заботятся о сохранности этой забайкальской сокровищницы всего девять человек во главе с хрупкой женщиной – директором Ивано-Арахлейского государственного природного ландшафтного заказника Светланой Лазаревской.
В рамках конференции, посвященной развитию данной территории, она рассказала, каких усилий группе инспекторов стоит противостоять уничтожающим природу вандалам, поддерживать баланс экосистемы и побуждать к действиям местных чиновников.
Словом и делом
Само мероприятие стало продолжением международной конференции, состоявшейся 4 апреля на базе Промышленного парка «Могойтуй» и послужившей импульсом для обсуждения перспектив внутреннего туризма в районах Забайкалья.
- Приятно, что наконец-то появилась возможность озвучить наболевшие вопросы перед заинтересованной аудиторией, - отметила в начале своего выступления Светлана Лазаревская. – Ведь это первая подобная конференция с момента появления заказника, то есть с 1995 года. Наше учреждение было создано с целью сохранения и восстановления природного комплекса Ивано-Арахлейских озер. Однако эффективно исполнять данные обязанности мешает ряд причин. Прежде всего – малочисленный штат сотрудников, только двое из которых постоянно проживают на территории заказника. Далее – недостаток финансирования. Бюджет организации - всего 3,2 миллиона рублей, а с вступлением в силу пресловутого 84-ФЗ эта проблема усугубилось острой нехваткой бензина. Пополнить запас на условиях госзакупок заказник не может, поэтому растягиваем имеющиеся литры, чтобы иметь хоть какую-то возможность патрулирования. И, конечно, самая острая тема – отсутствие полномочий для предотвращения того безобразия, которое творят на территории озер местное население, туристы, браконьеры и «черные лесорубы».
Впрочем, что касается последней проблемы, вскоре ситуация может измениться к лучшему. Первый «кирпичик» в фундамент юридического заслона на пути вандалов уже заложен – в конце 2013 года принято Положение, запрещающее все виды охоты и рубки леса на территории Ивано-Арахлейских озер.
Вторым «кирпичиком» должно стать придание заказнику статуса природного парка. Это позволит провести его разграничение на зоны, предназначенные для ведения сельского хозяйства, оказания туристических услуг, а также особо охраняемые, которые будут закрыты для посещения людьми. Сбор необходимых документов уже окончен и при благополучном исходе озерам присвоят новый статус осенью текущего года. В рамках данного процесса руководство заказника также планирует расширить границы будущего парка, в частности, включив в них Кадалинские Дворцы.
Но главной новостью является то, что в настоящий момент рассмотрение в Госдуме проходит документ, который в случае утверждения станет для сотрудников заказника не столько надежным щитом, сколько оружием нападения. Их могут наделить полномочиями государственных инспекторов – правом проводить дознание и составлять протоколы об административных правонарушениях.
Мусор – на поляну, контейнер – на дачу
Пока же в «боевом арсенале» инспекторов только дар убеждения и собственные руки, которыми приходится исправлять причиненный вандалами ущерб. Но такими методами разрушительную волну остановить сложно. Например, в информационных аншлагах с призывами беречь природу, которые сотрудники заказника устанавливают на берегах озер и возле лесных дорог, отдыхающие видят вовсе не источник знаний, а стрелковую мишень или дрова для костра.
Не удалось убедить, придется ликвидировать последствия. Несмотря на то, что несанкционированные свалки должны устранять собственники замусоренной территории, инспекторы никогда не остаются в стороне от этой работы. Многие завалы они убирают самостоятельно, потому что понимают: если проявлять равнодушие, Ивано-Арахлейские озера в скором будущем ждет экологическая катастрофа.
- За год заказник посещают около 500 тысяч туристов, и каждый из них оставляет после себя от трех до пяти килограммов мусора. Кроме того на данной территории находится восемь населенных пунктов, действует порядка 650 землепользователей и свыше двухсот баз отдыха. Все это – неиссякаемые источники твердых бытовых отходов (ТБО). Как результат – только в 2013 году наши сотрудники выявили 14 свалок общей площадью 25 га, - сообщила Светлана Лазаревская.
Мероприятия по уборке мусора обходятся учреждению в 10% от его скромного бюджета. Хорошо еще можно рассчитывать на помощь добровольцев. Масштабные экологические акции с их участием проходят на берегах Ивано-Арахлейских озер дважды в год – в мае и в сентябре. За день волонтеры устраняют около 115 кубометров ТБО. Кроме того, текущей весной сотрудники заказника собираются привлечь к «субботникам» служащих министерства природных ресурсов и экологии Забайкальского края. Как выразилась Лазаревская, «чтобы они не сидели, не смотрели в компьютер, а почувствовали как это – ходить и убирать мусор».
Расстраивает инспекторов и то, что местные жители предпочитают оставлять отходы в неположенных местах, а положенные места (то есть железные контейнеры) присваивают. Так, за минувшие пять лет с территории Ивано-Арахлейских озер неизвестные лица умыкнули 12 металлических емкостей.
Поэтому теперь руководство заказника совместно с администрацией поселений огораживают спецплощадки пенобетонными блоками. Пока подобных объектов пять, хотя должно быть, как минимум, одиннадцать. Проблема – в стоимости стройматериалов, которая в расчете на одну площадку составляет 35 тысяч рублей.
Зверя в лесу уже не встретишь
Другой пласт работы сотрудников заповедника – учет и охрана представителей фауны. В теплое время года они очищают водоемы от брошенных рыбаками орудий лова. За одно такое мероприятие удается извлечь из рек и озер около 250 сетей. Еще текущим летом инспекторы возвели на Ундугуне дамбу, увеличив тем самым уровень воды на 50 см. Зимой же у них другая забота – следить, чтобы рыба подо льдом «не задохнулась».
- В этом году высота снежного покрова составила 40-60 см, что сильно усложнило ситуацию на таких неглубоких озерах, как Ундугун. Снег плотно лег на лед, мешая пробиваться сквозь него солнечным лучам, и рыба начала «глохнуть». Пришлось загонять туда грейдер, делать очистительные полосы и бурить лунки. В целом, так прошли 54 километра. К сожалению, самых больших щук и сазанов спасти не удалось, но молодняк выжил, - поделилась Светлана Лазаревская.
Кроме того, со вступлением в должность директора, она ввела практику осуществления зимних маршрутных учетов.
- До этого подобная работа осуществлялась ни шатко ни валко, - прокомментировала результаты Лазаревская. - Когда я проверяла учетные карточки военно-охотничьих обществ, то поняла, что никто по этим маршрутам не ходил и ничего никогда не считал. Охотникам главное побольше убить и чем больше «нарисуешь» имеющихся на территории животных, тем больше лицензий на отстрел получишь, а то, что зверей там осталось считанные единицы, никого не интересует.
Как следствие, популяция диких животных в заказнике сильно сократилась. Особенно это касается крупных копытных - коз, лосей и изюбрей. Чтобы подкармливать оставшихся, инспекторы собственными силами оборудовали специальные площадки.
- Даже птиц мало, - с горечью отметила Лазаревская. – Ситуация усугубляется тем, что весной через Ивано-Арахлейские озера пролегают их миграционные пути. Но едва птицы показываются, их начинают усиленно отстреливать. Между тем на территории заказника останавливаются пять видов пернатых, занесенных в Красную книгу.
Земле нужен хозяин
В ходе выступления директора заказника у слушателей сложилось впечатление, что местная власть не сильно заинтересована в эффективном использовании потенциала Ивано-Арахлейских озер.
- Проекты развития природного парка разрабатывались нашим учреждением несколько раз, - пояснила Светлана Лазаревская. – Сначала это был мастер-план по примеру Приамурья. Потом сказали, что необходим бизнес-план. Сейчас у меня десять таких документов, предполагающих различные суммы вложений. Один из них, стоимостью 550 млн. рублей, я представила в краевую администрацию. Взяла, конечно, по-максимуму… Просто хочется, чтобы Ивано-Арахлейские озера стали центром культуры и отдыха. Ведь большинство имеющихся там туристических баз могут предложить своим посетителям в качестве услуг только теннисный стол, волейбольную площадку и прокат лодок. Надо, чтобы эта сфера стала разнообразнее. Лично я бы построила на территории парка обсерваторию, потому что это уникальное место для наблюдения за звездами, а также другие культурно-познавательные объекты.
При этом директор заказника признала, что многие туристы едут на Ивано-Арахлейские озера именно для того, чтобы пожить «дикарями» - в палатке безо всяких удобств и согласилась, что надо оставить отдельные участки для подобного отдыха. Однако большую часть территории, по мнению Лазаревской, все же необходимо организовать с помощью предпринимателей, которым руководство края должно предложить сотрудничество на условиях частно-государственного партнерства.
- Берега водоемов находятся в таком безобразном состоянии, потому что ни к кому не относятся. Не знаю, можно закрепить их за предпринимателями или нет, но тогда хотя бы будет с кого «спросить». Например, в случае появления несанкционированных свалок, - сказала она, упомянув, что предлагает отдать в руки частного бизнеса лишь рекреационные зоны.
Озвученную точку зрения поддержал присутствовавший на конференции председатель комитета по развитию производительных сил, инфраструктуры и инновациям законодательного собрания Забайкальского края Анатолий Романов.
- Я просто не понимаю руководство Читинского района, которое столько лет не занимается этим вопросом. Ни главы поселений, ни района, не знают, что делать с территорией. До сих пор там под свалку ТБО должным образом не организовано ни одного полигона, - заявил он.
Тут оказалось, что у местного руководство нет еще и точного реестра землепользователей. По крайней мере, так утверждает Светлана Лазаревская.
- Эти объекты множатся, как грибы после дождя и сейчас никто точно не знает, сколько их на самом деле, - прокомментировала она. – Так, из 219 баз отдыха договоры о вывозе мусора заключены только у 70. Что уж говорить о неучтенных учреждениях… В этом году нам все же удалось добиться от чиновников обещания провести инвентаризацию землепользователей, располагающихся на берегах озер. Совместные рейды должны начаться в мае. Постараемся зайти на каждую базу, составить общий реестр и привлечь к ответственности тех, кто устраивает несанкционированные свалки.
Директор заказника убеждена: чтобы навести порядок на данной территории, необходима четкая политика регионального руководства. За поддержкой она обратилась к Анатолию Романову и он выразил уверенность в том, что таковую удастся выстроить.
- Есть план на 500 млн. рублей, надо начинать его воплощать. И подходить к развитию инфраструктуры на территории Ивано-Арахлейских озер комплексно. Улучшать все – от качества автомобильных дорог и сотовой связи до туристических услуг. Вероятно, реализовать задуманное удастся не сразу, а в течение нескольких лет, но, на мой взгляд, такие возможности есть и у края, и у Читинского района. Если последний, конечно, хочет быть хозяином, а не наблюдать за ситуацией со стороны, - сказал депутат.
Романов пообещал инициировать в конце мая сход граждан на базе села Беклемишево, где будут обсуждаться вопросы развития заказника, а также попросил заинтересованных лиц высказывать свое мнение на сайте Заксобрания в рамках общественного опроса «Что необходимо сделать, чтобы превратить территорию Ивано-Арахлейских озер в идеальное место отдыха?» Конструктивные предложения, по его утверждению, станут основой для разработки рекомендаций в адрес краевого правительства.
Что ж, теперь будущее Ивано-Арахлейского заказника во многом зависит от того, откликнуться ли забайкальцы на призыв принять участие в судьбе любимых озер.
Евгения Паршинова
Фото из архива Светланы Лазаревской

Набережная Читы как решение городских проблем

ОСОБОЕ МНЕНИЕ: Власть заплутала в критериях

«Берегите себя и своих близких». Дорожный коллапс снова в Чите

Чёрные лесорубы спилили лес на 3 млн рублей в регионе

Сколько времени в течение суток вы проводите в интернете? — итоги опроса ZAB.RU
