Войны без любви не бывает
Супруги Вахутины – уникальная пара. Их свела судьба в далеком 1944-ом, когда Виктор попал в госпиталь с ранением, где юная Маша работала санитаркой. С тех пор прошло 70 лет, а ветераны Великой Отечественной войны Виктор Александрович и Мария Васильевна до сих пор с трепетом и нежностью относятся друг к другу. Накануне 69-ой годовщины Великой Победы корреспондент «Экстры» побывала в гостях у пожилой четы и узнала секрет семейного благополучия.
Печальный день рождения
Виктор Александрович родился в 1922 году в Кемеровской области. А вырос в селе Веселоярск на станции Локоть Алтайского края. Отец его был бухгалтером, работал на строительстве железных дорог в Сибири и Казахстане. Окончив десятилетку, Виктор вместе с пятью своими одноклассниками поступил в Томское артиллерийское училище (ТАУ). К тому времени Виктор уже давно был самостоятельным – управление дороги было переведено в Казахстан, и семья Вахутиных тоже переехала туда, однако 17-летний Виктор остался в Веселоярске и самостоятельно, без надзора взрослых, окончил школу, а потом и принял решение о поступлении в военное училище.
Он до сих пор помнит всех своих однокашников, с которыми поступал. А особенно Васю Найду, друга детства. Ему, в отличие от Виктора Вахутина, не досталось направления от военкомата, но он все равно за компанию с другом поехал в училище. А уж там его допустили к экзаменам, в итоге оба были зачислены. Это был 1940 год.
Год в военном училище пролетел быстро, успешно были сданы экзамены, курсантов ТАУ вместе с курсантами других военных образовательных учреждений Сибирского военного округа определили в общий окружной летний лагерь.
Таким 19-летний Виктор Вахутин ушел на войну
22 июня 1941 года, в день, когда началась самая кровопролитная война в истории, Виктору Александровичу исполнилось 19 лет.
- В тот день была торжественная линейка по случаю открытия лагеря, нас построили, поздравили. Рядом с плацем стояли палатки, где можно было купить лимонад, печенье, пряники. Мы ушли туда, купили сладости, растелились прямо на траве, веселимся, смеемся – день рождения все-таки. Мальчишки… Вдруг – смотрим – бегут люди со стороны лагеря Новосибирского института инженеров военного транспорта и кричат: «Молотов будет выступать! Молотов!» Нас снова построили на плацу, включили радио и объявили: «Война!» Мы, конечно, люди военные, все поняли сразу. Все сокрушались, что нам еще целый год учиться, а так бы – сразу на фронт. Однако уже к вечеру пришел командующий училищем и сказал, что мы переходим на усиленные занятия. Уже через неделю – выпускные экзамены, боевые стрельбы, - вспоминает Виктор Александрович.
Приказы об окончании училища и приказы министра обороны о присвоении воинских званий зачитывали в течение дня, всё училище, несколько сотен человек стояли на плацу в полном обмундировании, в 40-градусную жару. Некоторые не выдерживали – падали в обморок от теплового удара, от напряжения. То был самый радостный и самый грустный день для всех курсантов. Многие из них навсегда так и остались мальчишками…
Боевое крещение
Виктору Александровичу сразу было присвоено звание лейтенанта. Офицерского обмундирования бывшим курсантам, а теперь уже офицерам, которые направлялись на фронт, не выдали – училище не было готово к такому массовому выпуску учащихся. Поэтому старшие офицеры отдавали молодым лейтенантам петлички, погоны, чтобы хоть как-то привнести в их форму знаки отличия.
- Меня распределили в Орловский военный округ, заместителем командира артиллерийской батареи, – продолжает ветеран. – Батарея была сформирована из курсантов разных училищ – Ленинграда, Москвы, Тбилиси. Артиллерия тогда была на конной тяге, и командир наш был из Московского военного училища, где орудия таскали на мехтяге. Поэтому, оказалось, с лошадьми-то он не умел управлять. И дали мне приказ – за неделю научить комбата скакать верхом. Мне-то в радость – отъезжать же далеко было нельзя, а я под предлогом обучения я мог сгонять в деревню за яйцами, молоком, и командира заодно обучал. Приятное с полезным совмещал.
Виктор Вахутин (первый слева) с фронтовыми товарищами
Погрузили полк в эшелоны. Впереди – фронт. Чем ближе, тем ощутимее чувствовалась война. При одном из авианалетов эшелон разгромили, пришлось выгрузиться и идти пешком около двух суток. Дойти нужно было до села Семеновка, что расположилось на границе Украины и Белоруссии. Вспоминает ветеран, как в каждой деревеньке местные жители, женщины, старушки, выходили на дорогу с гостинцами для солдат – огурчики, молоко, яйца, хлеб… Именно здесь, под Семеновкой, было первое боевое крещение Виктора Вахутина. Так в августе 1941 года началась война для лейтенанта 846 артиллерийского полка 277 стрелковой дивизии.
Вспоминает Виктор Александрович своего товарища-земляка – Васю, того самого, который вместе с ним в училище поступал. Тот получил разведзадание и попросил у Виктора коня – его кобыла была слишком резвая и громко ржала, Вася боялся, что она его выдаст. На следующее утро Виктор узнал, что разведгруппа попала в засаду, Вася Найда был ранен и попал в плен, где провел всю войну. Больше друзья детства не виделись. От знакомых Виктор Александрович слышал, что Вася пытался вернуться в родную деревню, но жизни там у него не вышло по понятным причинам, так и потерялся он.
Территория любви
Супруга Виктора Александровича, Мария Васильевна, родилась в Баку в 1926 году. Когда началась война, ей было 15 лет, в 1942 году отец ушел на фронт, а Мария – на курсы медсестер. Работала в Бакинском госпитале, а осенью 43-го года стала проситься на фронт.
- Меня не брали, мол, еще 18 лет не было, - включается в беседу Мария Васильевна. – Кое-как упросила начальника госпиталя направить меня на фронт. Первым местом дислокации нашего полевого госпиталя был Сталинград. Когда мы развернулись на высоте, я увидела город, вернее, то, что от него осталось, и ахнула – руины! Ни одного целого здания, ни одной стены… Страшно было. Ну а потом мы так и двигались за линией фронта.
Мария Васильевна (вторая справа) с боевыми подругами
К тому моменту фронтовые сапоги Виктора Вахутина протоптали множество дорог Украины, Белоруссии, Польши, Германии. Воевал на Курской дуге, был ранен при форсировании Днепра, получил ранение под украинским городом Ковелем, где три месяца шли ожесточенные бои. В июле 44-го Виктор Вахутин получил тяжелое ранение и был доставлен в полевой передвижной госпиталь под городом белорусским Овруч. Там и состоялась его судьбоносная встреча с Машей, которую он любит уже 70 лет.
- Я его перевязывала, а он учил меня из пистолета стрелять. Так и полюбили друг друга. Потом, когда он снова ушел на фронт, мы переписывались, почти до самого конца войны. Я ждала его, - Мария Васильевна, стесняясь, опускает глаза.
- Говорят, что на войне любви не бывает. А по правде сказать, это войны без любви не бывает, - досказывает за нее супруг.
Вика и Муся. Июль 1948 года. Гродно.
Виктор Александрович вспоминает, как после госпиталя добирался до своей части по территории Белоруссии, где бесчинствовали бандеровцы. И Мария Васильевна тоже вспомнила, как те зверски зарезали медсестру из ее госпиталя, которая вечером возвращалась со смены.
Виктор Александрович дошел до Берлина, но в связи с ранением его перевели в полковой штаб помощником командира Отдельной противотанковой бригады Второго Белорусского фронта. Помнит, как 2 мая советские войска заняли столицу Германии, как вели ожесточенные бои за каждый дом, каждую улицу, как его полк принимал участие во взятии Рейхстага. После объявления Победы еще несколько недель капитан Вахутин не мог вырваться из части, но он знал, что в нескольких километрах от Берлина стоит госпиталь, где его ждет Мусенька, как он до сих пор зовет свою верную спутницу жизни…
- Я 24 апреля заболела пневмонией, еле выкарабкалась. Поэтому весть о Победе я услышала сквозь сон. Праздновать и веселиться, конечно, не могла – слабая была. А вот подружка моя из Баку не пережила, всю войну без царапины, а воспаления легких – не перенесла. У нее мама и дочка на родине остались, - вспоминает Мария Васильевна. – А потом и Виктор Александрович приехал за мной – на стареньком «Студебекере». Упросили начальника госпиталя о переводе, я собрала вещи в узелок и переехала к нему в часть. Вот так с июня 45-го года и живем без всяких свадеб и лимузинов. Официально мы расписались в 47 году в Берлине, и сразу переехали в Гродно, где муж служил.
В их семье до сих пор бережно хранится первый семейный документ – небольшой клочок пожелтевшей бумаги со штампом, выданный в Берлине. Это свидетельство о браке.
- А какой секрет семейного счастья? Работать, любить мужа, жить ради детей. Женщина должна быть сильной – это главное, - считает Мария Васильевна, подливая горячий чай в чашку дорогому Вике, как она называет Виктора Александровича.
Победа не имеет национальности
Виктор Александрович отучился на высших военных курсах под Москвой, в Читу семья переехала в 1952 году, служил в штабе округа. Его послужной список богат географией – Иркутск, Цугол, Монголия. В отставку вышел в 1978 году в звании полковника – здоровье не давало больше работать, сказывались многочисленные ранения, с одним осколком он прожил всю жизнь. А Мария Васильевна, как и полагается жене военного, всегда следовала за ним – в Забайкалье, в степи Монголии. Вырастили троих детей – дочь и двух сыновей, выросли внуки, теперь подрастают правнуки.
Так как наша встреча состоялась накануне праздника, в семье Вахутиных уже видны первые приготовления – Мария Васильевна достала из шкафа парадную форму мужа, в которой он, несмотря на здоровье, пойдет в 69-ый раз. Удержать ее в одной руке очень тяжело – военный китель ветерана увешан медалями и орденами, в том числе тремя орденами Отечественной войны I степени, двумя орденами Красного знамени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Киева», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», несколько международных наград за освобождение европейских городов.
- Мы воевали и работали вместе с татарами, узбеками, евреями. Всех и не перечислить. И никогда не говорили – наш не наш. Все свои были. Потому и войну выиграли, что единым народом были – советским. Наша общая Победа не имеет национальности, - говорят ветераны.
Им, дожившим до сегодняшнего дня, очень тяжело узнавать новости из Украины, где к власти дорвались фашистские отморозки, с идеологией которых почти 70 лет назад такие вот 20-летние мальчишки-офицеры боролись, не жалея жизни. Ветераны говорят, что новости они смотрят со слезами на глазах…
Фото из семейного архива Виктора Александровича и Марии Васильевны Вахутиных.

Предприниматель из Читы заплатит штраф за выброс пивных кег

Как обстоят дела с бесплатным предоставлением лекарств забайкальцам?

«Берегите себя и своих близких». Дорожный коллапс снова в Чите

«Спасательный круг» открывает сбор средств для реабилитации шестилетнего Потапа.

Заболеваемость гриппом, ОРВИ и COVID-19 растет в Забайкалье
