Дорога домой

Общество, 08:48, 4 июня 2014

Семья из Украины перебралась в Читу.

Уроженка Забайкалья Светлана Сыщикова еще в марте опубликовала в социальных сетях объявление: «Ищу спонсора для переезда в Читу». Им нужно было около 20 тысяч рублей для выезда из города Горловка Донецкой области. Семье удалось выехать из неспокойной страны самостоятельно, продав за копейки все имущество. Корреспондент «Экстры» побывала у них в гостях на читинской съемной квартире.

На грани

Светлана Сыщикова – коренная забайкалка, уроженка поселка Шерловая Гора, там же познакомилась с мужем, он проходил срочную службу. В 90-е годы, когда у них уже родились сын и дочь, семья перебралась на Украину, в город Горловка Донецкой области, откуда родом Олег. 

Уезжать из Украины Светлана и Олег собирались еще до майдана, до трагедии в Одессе, до отделения Крыма и референдума на Донбассе и Луганской области, до стрельбы в Славянске и Краматорске. Они простые люди, работяги, далекие от политики, и уезжать хотели отнюдь не политическим расхождениям во взглядах с правящей партией. 

- Мы еще в принципе молодые, здоровые, - начал глава семьи Олег. – Хотим нормально жить, работать. Мне всего 45 лет, детей вырастили, теперь вот внука поднимать надо. А на Украине в последние годы творилось черт-те что. Ну что вы хотите, если шахтеры получали по 8 тысяч рублей – если с гривен перевести на российские деньги. А ведь именно Донбасс и кормил всю страну! Средняя пенсия – 1100 гривен, это чуть больше четырех тысяч рублей, больше половины уходит за коммуналку, газ. А цены на продукты, я вам скажу, не особенно отличаются от забайкальских, а кое-что даже и дороже. Бензин, например, 92-ой – около 40 рублей. Хлеб в среднем 24 рубля, и цены каждый день растут. 

- Люди живут за счет огородов, - включается в беседу Светлана. –  Вот и мы тоже все свои 25 соток засаживали, а потом торговали на рынке – овощи, фрукты, ягода. Сейчас вот черешня пошла, первые грибы… Так в нашей Горловке почти все и выживали. 

Светлана в июле 2013 обращалась в российское посольство в Харькове, думала перебраться в Россию по программе «Соотечественники», но им отказали – Забайкалье не принимало по этой программе. В Читу она приехала вместе с сыном еще в октябре 2013 года, оформила разрешение на временное проживание – РВП. А потом начался майдан, надо было срочно возвращаться в Горловку, продавать жилье, имущество. Олег – строитель, в своем доме все делал своими руками, знает каждый гвоздь.

- Покупать никто не хотел. Вернее, желающих было много, но вот денег… Дом у нас хороший – почти 50 кв.м, добротный, благоустроенный, 25 соток земли. Пришлось, можно сказать, за бесценок отдавать. По российским деньгам – 75 тысяч рублей выручили с него. А что делать? Мебель – что-то оставили, что-то продали. Я только инструменты свои взял – мало ли, пригодятся. Вот и получилось: 20 тысяч рублей сразу ушли на билеты, больше 20 тысяч отдали в Чите за съемную квартиру, на остальное пока живем. Скорей бы все оформить, да работу найти. А потом ничего не страшно, – говорит мужчина. 

«Боялись, что границу закроют»

Сейчас семья находится в подвешенном состоянии, пока оформляют документы на гражданство, работать им нельзя. Но они не унывают: «Прорвемся», - говорит Олег. Они рады уже тому, что смогли вырваться. 

- После событий в Одессе 2 мая очень боялись, что границу закроют совсем, а мы уже билеты купили до Москвы, - говорит Светлана. – В вагоне было много детишек, по возможности люди вывозят детей и женщин в Россию, расселяют по родственникам. Поезда пускали по какой-то другой ветке – в объезд Славянска и Краматорска, где воюют. Сделали большой крюк, потом наш поезд загнали в какой-то отстойник, по вагону пошел слух, мол, границу закрыли и нас везут обратно в Донецк. А потом вроде бы поехали по направлению к границе. На таможне все были в напряжении, но все обошлось, особо нас не трясли. 

- Как только прошли границу и оказались на российской стороне – мужики все побежали в тамбур курить. Нервишки… – рассказывает Олег. – А тут, в Чите, скажу я вам, даже дышится легко. У нас же посреди Горловки химзавод стоит, и выбросы стирола постоянные. Можно сказать, второй Чернобыль. А Чита – город красивый, дороги есть, только узкие. В Горловке асфальта нет даже в центре города. Из-за этого давно не ходят трамваи. Городской транспорт – старые «лазики», у которых через пол в салоне землю видно.

После первой публикации об этой семье, где Светлана просила помощи у земляков (в долг на дорогу 20 тысяч рублей), в Интернете некие «доброжелатели» завели свою обычную песню: «Мало ли кто куда и чего хочет. Свои проблемы все решают сами...!!!», «Зачем нам дармоеды?», «Уехали сами, сами пусть и выбираются». Такой шквал «доброты», мягко сказать, отбил желание Светланы и Олега общаться с журналистами. Причем их история стала достоянием и украинских СМИ – те растрещали все с удобной им позиции. Я еле-еле уговорила семью на встречу: уж очень хотелось рассказать читателям, чем закончилась их история.

- Теперь, получается, нам и тут не рады, и там мы как предатели. Хотя многие нас поддержали, говорят, что тоже бы уехали, если б было куда. Много там молодежи, крепких парней, которые хотят работать, детей растить, - говорит Светлана.

P.S. Мои собеседники – простые люди, которые просто хотят спокойной жизни. Поднимать национальный вопрос, думаю, в этой ситуации некорректно, хотя Светлана и Олег – русские. То, что Светлана решила вернуться на свою родину – это не преступление. И вообще, это нормальное желание любого нормального человека – бежать от войны, от разрухи. Мы там не были, мы не слышали, как стреляют, мы не получали таких зарплат и пособий, поэтому судить кого-то мы не имеем права. Лучше уж показать широту нашего забайкальского гостеприимства и жить всем в мире. Это сделает каждому из нас больше чести.

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
Мы используем cookies для корректной работы сайта и сбора статистических данных в Яндекс.Метрика, предусмотренных политикой конфиденциальности