Нужны ли гении Чите?
Он утер нос Европе. Но, похоже, мы останемся с носом.
В шесть лет он смастерил воздушное ружье. К десяти годам «связался» с мопедами, через два-три года попросил отца купить с рук сломанный «Запорожец»: разобрал, перебрал, снова собрал, поехал как новенький...
Все дети талантливы
Сам Володя человек немногословный и о своем детстве, где железяки, болты да гайки, долго не говорит. А вот мама – Юлия Максимовна Рыжкина рассказывала о сыне с удовольствием:
«Откуда у него это пристрастие? От дедов, от родни... Дед Толя, например, моего мужа, Владимира, отец – 4 класса образования, работал всю жизнь в Первомайском, на ГОКе... Умер в прошлом году. Сколько у него изобретений было, идей! А второй дед — мой отец - тоже мастеровой: самоходки для хозяйства делал. А Володя? Он тоже всегда что-то мастерил. Мы же как цыгане кочевали по области: муж из Первомайского, я - из Вершино-Шахтамы, а в начале 90-х Володя, тогда годовалый был, обосновались в селе Уров-Ключи Нер-Заводского района. А время какое было, помните? Муж и начальником автобазы работал, и по снабжению, я заведовала фермой. Потом рухнуло все. Надо выживать? Конечно! Тем более что Вика, четвертая, родилась. Мы и фотографией занимались, и цыплят на продажу разводили, я шила. А Володя... Он многим увлекался, но особенно разными механизмами. Руки в масле, пальцы сбиты, в зеленке... И особенно это увлечение стало серьезным, когда перекочевали в Читу. Тогда пошли мотоциклы, машины... Бывало, просит: «Мама, купи мне, пожалуйста...» Ну, цилиндр какой-то или поршень, я не понимаю, прошу написать и еду — в магазин у вокзала. Он потом, довольный, возится. Но через день -другой опять: «Мама, купи, пожалуйста, еще: я запорол. Но я разобрался и теперь сделаю наверняка». Покупаю снова, хотя деньги-то из семейного бюджета, а жили мы совсем небогато. Да и не это, наверное, главное... Главное в другом. Знаете, правильно говорят, что все дети талантливы, и нужно вовремя это разглядеть и поддержать. И это хорошо!»
Хочу сказать, что все дети у Рыжкиных интересные, но о Володе разговор особый, хотя кто-то сейчас и обмолвится: мол, ничего исключительного в его увлечении нет, много таких ребят рядом. С этим нельзя не согласиться. Да и биография его складывалась, в общем-то, ординарно: после школы учился в сельско-хозяйственном техникуме, вышел оттуда с дипломом механика, работал в артели «Бальджа», служил в армии, был техником роты, девять единиц техники в подчинении... Остался в армии по контракту, стабильность, знаете ли, многим нужна. Учился в ЗабГУ на факультете «Технологии транспорта и связи», те же «железяки», механизмы, техника. Но Володя – человек мыслящий и целеустремленный. К тому же он не только «генератор идей», но и сам воплощает их своими руками. А вот тут ординарность заканчивается – Рыжкин сейчас для нас в новом качестве: изобретатель. И в этом «виноват» еще один человек.
Роберт Стирлинг — член семьи
Двухкомнатная квартира на окраине Читы и недалеко от места службы, жена Лена и двое пацанов: четырехгодовалый Никита и семимесячный Вова. Полно игрушек, преимущественно автотранспорт разного калибра и видов – папина атмосфера и стиль жизни. Полно «железяк», лежат иногда не «там», и Лена, медсестра по профессии, ворчит, но мирится: интересы и увлечения мужа — часть ее жизни. А в последнее время и Стирлинг.
Роберт Стирлинг, шотландский священник и изобретатель, еще в начале 19 века был очень встревожен травматизмом и гибелью рабочих своего прихода, трудившихся на угольных шахтах. Дело в том, что паровые двигатели, изготовленные из железа низкого качества (иного тогда не было), часто взрывались. Гибли люди, и среди них - шестилетние дети из бедных семей, вынужденные работать. Обеспокоенный Стирлинг решил усовершенствовать конструкцию двигателя и придумал устройство - «эконом тепла» (сейчас его называют регенератором или теплообменником), и в 1816 году впервые зарегистрировал свой патент. Так появился знаменитый двигатель Стирлинга, о котором время от времени вспоминали, возвращаются к нему и наши современники. Вот и Володя. Только пошел дальше: на базе двух двигателей – внутреннего и внешнего сгорания – создал свой, он так и называется «Силовая гибридная установка», а проще – двигатель Стирлинга.
«Когда начал двигателями заниматься, обратил внимание на паровые машины и остановился на Стирлинге. Заинтересовался и конкурентами, и нашел: фирма ВМW выпускает аналогичные установки – с паровым двигателем. Но КПД у паровой машины 9%, а у двигателя Стирлинга — 75 %». Утрем нос немцам? На что Володя безапелляционно: «Утрем!». Интересно, а в России подобное еще есть? Нет! Он перерыл весь Интернет – там только плагиат, «японцев» копируют, а нового — ни-че-го! Но это еще что, все это прелюдия, так сказать. Двигатель имеет много преимуществ: прост в конструкции; может работать от любого вида энергии; имеет большой ресурс; экономичен и экологичен (100-процентное сгорание топлива). Диапазон применения: от космоса и медицины (искусственное сердце) до... домашнего хозяйства.
Он показал свой Стирлинг: 20 кг, никель, колесики, поршень... Свою инженерную мысль он воплотил за 3 месяца в домашних условиях, часть – двигатель от бензопилы, а сам Стирлинг... «Я к кому только не обращался, чтоб выпилили части, на Читинский машзавод ходил — никто не смог. Пришлось в Китай обратиться, там быстро сделали, а чтоб не украли идею, объяснил, мол, игрушку хочу сделать». Сделал! И этой весной повез в Москву – на международную техническую выставку. Там был такой восторг! Только вот отметить Рыжкина столичные научные круги почему-то не спешат... Зависть к парню из провинции?
Вперед, в будущее?
А будущее туманно и непредсказуемо. Как мечтать и планировать, если сейчас — съемная квартира, за которую Рыжкины отдают половину армейского жалованья, а в августе заканчивается контракт? Да, в Москве ему предложили аспирантуру, но он не особенно спешит. Остаться в Чите, в университете? Тут его возьмут с удовольствием... на нищенскую зарплату в 10 тысяч рублей. А как жить, а главное — творить? Искать «часы» или после лекций возиться с чужими автомобилями, а идеи собственные оставить на потом? Но жить-то хочется сейчас! Обеспокоен этим и Петр Владимирович Наследов, кандидат технических наук, руководитель и коллега Володи: «Рыжкин – это редкость. Идей у него очень много, и каждую он воплощает. Простую табуретку сделать трудно. А он изготовил реально работающий двигатель Стирлинга. И эта тема дипломной работы дает толчок к познанию новых альтернативных источников энергии. У него высокая динамичность, а это значит – долговечность. Много других преимуществ. Единственное, что его сложно изготовить, материалы более качественные требуются. Но сейчас металлокерамику рекламируют, она вполне может применяться и здесь. Идея очень перспективная. Понимаете, если бы в мире не было жидкого топлива, газообразного, то этот двигатель нашел бы самое широкое применение и распространение. Представляете, этот двигатель был бы единственным источником энергии, на котором бы работал весь транспорт и все стационарные силовые установки. Поэтому над ним надо работать, развивать эту идею. Ведь пределов совершенствованию нет, как и человеческой мысли». Спрашиваю: «А в Забайкалье можно выпускать и использовать такой двигатель? На Читинском машзаводе, например?» Безаппелляционно, как и Володя: «Вполне. Если не начнут использовать у нас в России, то есть мощный сосед – Китай, он начнет использовать». Я опять спрашиваю, осторожно: «А если наш Рыжкин уедет?» И услышала в ответ: «Важно, чтоб он из России не уехал. Повторяю, других тепловых машин с несменяемым рабочим телом у нас нет. Это только двигатель Стирлинга. Над ним работать надо. А для этого надо молодых специалистов поощрять и заинтересовывать. У Рыжкина масса идей, и главное, они воплощаются». Вот так-то!
За державу обидно
Конечно, наш герой что-то предпринимает: дерзнул – и написал президенту Путину. Ответил не сам Владимир Владимирович, Рыжкина попросили прислать техническую документацию на двигатель. Володя прикинул и – не стал этого делать. И то: найдутся мудрецы, присвоят, а потом доказывай авторство. На чужих идеях-то нажиться — нехитрое дело... У него, кстати сказать, еще одно изобретение есть — приспособление по очистке дизельного топлива, на котором весь мир держится. Правда, возни с этим топливом: качество не очень, запчасти летят, ремонт дорогущий... А Володя взял и отдал свою идею другому человеку. Посчитал так: кому-то это нужнее: «Мне не жалко, я еще что-нибудь придумаю».
Я не просто так написала про Рыжкина и его двигатель. С прицелом написала. Хочу обратиться к нашему губернатору. Константин Константинович! Сейчас вы по должности, а может быть, и по душе – патриот Забайкальского края. Конечно, многие проблемы региона Вам трудно решать. Скажите, Вам и нашему краю нужны помощники и таланты? Неужели нет возможности сделать все, чтоб такие, как Владимир Рыжкин, остались здесь и работали на благо нашего края и всей России? Вы прекрасно знаете, что многие молодые забайкальцы по причине своей профессиональной невостребованности уезжают в другие регионы, а то и за границу. Среди них — уникальные самородки и талантливые, неординарные личности. Хорошо, если они попадут в хорошие руки, а если ими заинтересуются титулованные проходимцы и ловкачи? Нетрудно представить… А краю нужны мозги и руки: итак много и многих потеряли с начала перестройки, теряем и сейчас. С чем останемся мы и те, кто придет после нас? Решать Вам. А начать нужно с Рыжкина. Своим изобретением он уже утер нос Европе, но может случиться так, что мы останемся с носом. За державу обидно...
Ирина Жигулина
Защитную насыпь сделают около СНТ «Островок» за 7 млн рублей
Строительство визит-центра в Ивано-Арахлейском парке завершено
Прогноз погоды на 7 декабря 2025 года
История и разруха: символы прошлого среди аварийного жилья
3I/ATLAS: загадочная древняя комета или артефакт инопланетян?