Ольга КИРИЛЛЮК: "Россия теряет авторитет из-за беспредела в природоохраной сфере"
12:24, 2 апреля 2008
Что будут пить, есть, чем дышать, где гулять и чем болеть будут наши потомки, зависит от того, как мы сегодня относимся к своим лесам, водоемам, животным и вообще к окружающей среде. Возрастание глобальной температуры на планете Земля, считают ученые, означает, что миллиарды людей по всему миру столкнуться с нехваткой питьевой воды и миллионы людей заболеют малярией. Засухи и наводнения перейдут из разряда катаклизмов в обычные погодные условия.
Как сделать так, чтобы такие времена не настали как можно дольше? На этот вопрос попытались ответить участники недавно прошедшего в Мадриде всемирного конгресса по биосферным результатам. В составе российской делегации там побывала Ольга Кирилюк, старший научный сотрудник заповедника “Даурский”.
? Ольга Кузьминична, почему глобальные проблемы экологии обсуждались на конгрессе биосферных резерватов?
- В середине прошлого века стали задумываться о том, что деградация окружающей среды идет очень большими темпами. И если не предпринимать какие-то меры, то человек останется без своей исконной среды обитания. К тому времени поняли, что для этого нужно сохранить среду обитания животных, все биоразнообразие экосистем. То есть должны быть сохранены степные, болотные, горные, лесные и другие экосистемы. В 1975 году была создана программа ЮНЕСКО “Человек и биосфера” - с английской аббревиатуры - МАВ.
Основной задачей этой программы является комплекс мер, чтобы соблюсти компромисс между деятельностью человека и требованием сохранения окружающей среды. Но какие бы действия не предпринимались, результатов видно не было. Тогда решили создать основу этой программы - сеть биосферных резерватов, охраняемых природных территорий. Принцип их подбора был таким, чтобы резерват был в каждой экологической системе.
Биосферные резерваты сочетают в себе несколько функций: природоохранная, научная - сравнить, какие изменения происходят из-за человека, а какие естественным путем, третья функция - найти для таких районов оптимальные виды деятельности для человека, которые обеспечат устойчивое развитие территории.
Спустя 33 года создали 500 биосферных резерватов в 105 странах мира. Есть большие достижения, отработан механизм создания и деятельности резерватов, однако есть ряд недостатков, которые мешают развитию биосферных резерватов. Например, нет государственной финансовой поддержки, плохая координация межнациональных сетей резерватов. Главные цели - обобщать все полученные знания и делать выводы о том, в каком направлении дальше развиваться человечеству - этого нет. На Мадридском конгрессе как раз эту задачу пытались решить.
? Уровень Мадридского конгресса довольно высок, там присутствовали делегаты из 105 стран мира. Как они относятся к России и ее достижениям в области сохранения экологии?
- Уровень конгресса, действительно, выше некуда - он патронируется ЮНЕСКО и ООН. Открывала Мадридский конгресс наследная чета испанского престола - принц и принцесса, присутствовал министр природных ресурсов Испании. Было очень печально наблюдать, что авторитет России среди мировой общественности, к сожалению, падает. Видимо, потому, что у нас творится некоторый беспредел в природоохранной сфере. Хотя заслуги России по созданию системы охраняемой территории неоспоримы.
На конгрессе обсуждали глобальные проблемы человечества, в том числе изменение климата, горных территорий, проблема № 1 в мире - запасы пресной воды и т.д. По оценкам специалистов, 30% видов животного мира подвергнутся в ближайшее время угрозе исчезновения, усилится процесс опустынивания, уровень моря поднимется, изменения климата сократят количество тропических лесов, изменится распределение рыбы и т.д. Общество должно адаптироваться, приспосабливаться к изменениям, которые неизбежны из-за парниковых газов.
На конгрессе был принят план действий для программ биосферных резерватов и декларация, которая призывает руководство разных стран поддерживать развитие программы МАВ и активно содействовать ее развитию.
В России существует сейчас 38 биосферных резервата. Кроме того, в России существует официально три международных заповедника, в том числе и наш “Даурия”. Причем таких трехсторонних, как “Даурия”, существующих на основе межправительственного соглашения, больше нигде нет. Есть трехсторонние резерваты, которые созданы на основе общественного договора, но такая ситуация не дает возможности финансировать совместную работу из государственного бюджета.
У нас получилось почему? Во-первых, за счет энтузиазма, заинтересованности, желания трех стран: России, Китая и Монголии.
В чем плюсы? У нас существует смешанная комиссия, которая принимает планы работы, и ее решения сразу выносятся на Правительство. Вопросы финансирования, планирования общих работ, у других этого нет.
? В Испании вы побывали в национальном парке. Я так понимаю, он отличается от тех, которые существуют в России?
- Главное отличие - существование транзитной зоны, которая есть далеко не во всех российских биосферных резерватах. Дело в том, что в любой особо охраняемой природной территории (ООПТ) обязательно должна быть зона “ядра”, совершенно закрытая, буферная зона, которая смягчает воздействие человеческой деятельности на ядро. И должна быть еще транзитная зона или зона сотрудничества, где допускается деятельность человека, которая оптимальна для этой территории, не наносит ей урон. При этом местное население нормально живет и зарабатывает.
Например, в Испании существует национальный парк, в буферной зоне которого разрешен посев табака, производство газонов для футбольных полей, производство пробки от пробкового дуба.
В транзитной зоне разрешено скотоводство, охота, рыбалка, выделены зоны отдыха. Что интересно - продукция производится там без применения химических удобрений, поэтому продукция с эмблемой парка расходится у покупателей намного быстрее, чем другая. Население в Европе привыкло - если продукт производится в зоне устойчивого развития, значит, он очень качественный и экологически чистый.
Сейчас для российских биосферных резерватов наступают тяжелые времена, потому что у нас в российском законодательстве транзитная зона вообще никак не фигурирует. Поэтому у нас такую зону сотрудничества создать очень тяжело. Хотя для нашего региона - это вопрос выживания людей. В нашем регионе есть два биосферных резервата - два заповедника Сохондинский и Даурский.
? Есть ли понимание задач резерватов у местных властей: региональной, муниципальной?
- Одной из целей программы МАВ является создание местного сообщества. К сожалению, местные власти это не совсем понимают.
У нас охраняемые природные территории воспринимаются властями как сокращение экономической деятельности, а населением - как ограничение свободы. На самом деле, создание охраняемых природных территорий - это плацдарм для дальнейшего развития этого района. При создании биосферного резервата, в первую очередь, преследуется цель соблюсти интересы местного населения. Вот почему многие страны пошли именно по этому пути.
На фото: Ольга Кирилюк (слева) с членами российской делегации.0
Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
Заметили ошибку? Сообщите, пожалуйста, редакции. Выделите текст и нажмите клавиши «Ctrl» и «Пробел»
Галерея10:29, 24 октября
История и разруха: символы прошлого среди аварийного жилья
Статьи10:02, Вчера
Почему так трудно получить водительское удостоверение — взгляд изнутри системы
Новости23:54, Вчера
Кочегарам выплатили зарплату после вмешательства прокуратуры
Новости23:22, Вчера
Пассажира оштрафуют за срыв стоп-крана в поезде «Владивосток – Москва»
ZAB.TV17:59, Вчера
Крупная махинация со стройкой школ на Дальнем Востоке
ZAB.TV19:28, Вчера